Арктический туризм: специфика и проблемы
На сегодняшний день не существует общепризнанного устоявшегося определения термина «арктический туризм», хотя само понятие получило широкое распространение и употребляется в официальных государственных документах (например, в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года»[1], утверждённой Президентом РФ). Для анализа проблем и перспектив этого туристского направления необходимо уточнить, что именно вкладывается в данное словосочетание, выделить территориальные рамки феномена и формирующие его характерные черты.
Определение арктического туризма как посещения Арктики в рекреационных, познавательных, спортивных, религиозных и иных подобных целях, не связанных с получением прибыли и осуществлением трудовой деятельности, выглядит очевидным и логичным, но имеет ряд недостатков. Во-первых, размытость самого понятия «Арктика», которое может иметь различные географические, климато-биологические, административные, социально-экономические, культурологические и другие трактовки. Во-вторых, восприятие частью общества в качестве «арктических» некоторых направлений туризма, имеющих к Арктике лишь условную привязку. В некоторых случаях формирование и популяризация подобного восприятия может быть частью маркетинговой стратегии, направленной на продвижение локальных дестинаций под «арктическим» брендом. Сложности вызывает также смысловое и практическое выделение арктического направления из категории «северный туризм».
В этой связи представляется уместным определить территориальные рамки региона, в котором могут реализовываться практики арктического туризма, следующим образом: Северный Ледовитый океан, северная часть Атлантического и Тихого океанов, острова и архипелаги в их акваториях, а также материковые территории на севере Евразии и Северной Америки, расположенные в арктическом и субарктическом климатических поясах, относящиеся к природным зонам арктической пустыни, тундры и лесотундры.
К общим чертам указанных районов, формирующим их уникальность, можно отнести климат, флору и фауну, наличие полярной ночи и/или полярного дня, сравнительно высокую частоту появления полярных сияний и некоторые другие особенности.
Арктические территории имеют ряд характерных черт, оказывающих значительное влияние на туристскую индустрию:
- удалённость и труднодоступность многих привлекательных для туристов районов, что значительно увеличивает стоимость их посещения;
- сильная зависимость организации туристской деятельности от сезонных факторов; фактическая недоступность некоторых аттрактивных мест на протяжении длительных периодов в течение года;
- необходимость учитывать природно-климатические факторы при планировании и организации туризма (полярные день и ночь, погодные условия и т.д.);
- социально-экономическая специфика арктической зоны: низкая плотность населения и неравномерность его распределения, высокая урбанизированность, очаговый характер инфраструктуры, доминирующая роль некоторых отраслей экономики (добыча углеводородного сырья и других полезных ископаемых, тяжёлая промышленность и т.п.), влияние реализуемых мегапроектов (транспортных, энергетических и иных), присутствие военных и т.д.;
- административные ограничения на посещение некоторых районов (пограничные зоны, закрытые территории и т.п.), что фактически выводит их за рамки массовой туриндустрии.
С точки зрения брендирования и организации туризма, Арктику можно условно разделить на два сектора, которые, будучи взаимосвязанными и обладая рядом схожих черт, существенно отличаются друг от друга:
- океанический (акватории океанов, островные территории, прибрежные зоны): распространённость морских средств передвижения (включая ледоколы), соответствие стереотипным представлениям об Арктике (шельфовые ледники, айсберги и т.п.), специфическая фауна, ассоциируемая в массовом сознании с арктическими территориями (морские млекопитающие, белые медведи и т.д.), проживание коренных северных народов, чья хозяйственно-экономическая деятельность традиционно связана с морем;
- континентальный (внутренние арктические районы Северной Америки и Евразии): распространённость наземных и речных средств передвижения, преобладание тундры и характерного для неё природного мира, специфика традиционных форм природопользования и хозяйствования коренных народов, в том числе широкое распространение оленеводства в Евразийской Арктике.
Одновременно с этим представляется логичным разграничивать понятия «арктический туризм» и «северный туризм». Данные направления, будучи схожими по ряду параметров (суровость климатических условий, распространение некоторых специфических форм экономической деятельности, проживание коренных народов и групп старожильческого населения), тем не менее, обладают собственной уникальностью. К отличительным чертам северного туризма можно отнести: более выраженную, по сравнению с Арктикой, сезонность; преимущественную локализацию в природно-климатической зоне бореальных (северных) лесов, с соответствующими флорой и фауной; большую плотность населения; сравнительно более высокий уровень развития инфраструктуры.
Что привлекает туристов в Арктику?
Арктический туризм, как и любое другое туристское направление, формируется на основе сочетания объективно существующих факторов аттрактивности (привлекательности для туристов) и формируемых на их основе турпродуктов, ориентированных на конечного потребителя. На создание туристских брендов, помимо природно-географических, историко-культурных и социально-экономических условий, могут оказывать значительное влияние целевые установки государственных и общественных структур, а также маркетинговые стратегии бизнеса.
Основу туристской привлекательности Арктики составляют её географическое положение и природно-климатические особенности. С арктическими районами Земли часто ассоциируется «пустота»: отсутствие суши в районе Северного полюса, цветовое однообразие (постоянное или длящееся значительную часть года), огромные пространства без людей и населённых пунктов. За этой «пустотой» едут в высокие широты многие туристы, стремящиеся получить эмоциональную разгрузку. Кроме того, арктическое побережье в физико-географическом смысле наиболее точно соответствует ментальному понятию «край Земли», куда можно «сбежать» от рутинной повседневности и текущих проблем. Высокой туристской привлекательностью обладает сам Северный полюс. Данная точка имеет исключительно символическое значение, так как ни климат, ни пейзаж, ни фауна не отличают её от любого другого места в радиусе сотен километров вокруг. Ледокольные круизы к Полюсу, являясь одним из самых дорогих направлений арктического туризма, продолжают пользоваться устойчивым спросом.
Климатические особенности Арктики, осложняющие проживание и хозяйственную деятельность, парадоксальным образом являются составной частью её туристской привлекательности. Продолжительная, холодная зима, штормы и бураны, низкие температуры и другие схожие природные явления привлекают желающих побывать в экстремальных условиях. Проявляет интерес туриндустрия и к «полюсам холода» Северного полушария (пунктам с самой низкой зафиксированной температурой), расположенным в Якутии. Восприятие Арктики как таинственного «царства тьмы и холода», формируемое во многих культурах на основе мифов, легенд и сказок, провоцирует интерес к знакомству с «неизведанными» землями. Климатическая специфика арктической и субарктической зон создаёт определённые конкурентные преимущества для продвижения зимних видов спорта и рекреации. Например, большая, чем в других регионах России, продолжительность горнолыжного сезона в Хибинах (Мурманская область) является значимым фактором привлечения туристов.
Снег и лёд, однозначно ассоциируемые с Арктикой, также можно отнести к природным явлениям, определяющим туристский спрос. Но если айсберги и шельфовые ледники являются чертой, характерной именно для полярных широт (арктических и антарктических), то обильный сезонный снежный покров и многолетние льды встречаются в разных районах земного шара. В этом контексте уместнее говорить не про уникальность данных факторов, а про их использование. Замёрзшее море и заснеженная тундра произведут совершенно разное впечатление на туристов из регионов, где не бывает минусовых температур и осадков в виде снега, и на тех, кто уже знаком с этими природными явлениями, пусть и не в таких масштабах.
Неотъемлемую часть туристского бренда арктических регионов составляют полярные ночь и день, во время которых солнце, соответственно, не восходит или не заходит на протяжении более 24 часов. Полярная ночь, хоть и является необычным феноменом, который может заинтересовать посещающих высокие широты, тем не менее, ограничивает деятельность в Арктике, препятствуя непосредственному визуальному восприятию окружающей среды, являющемуся очень важным для туриста. Полярный день, наоборот, помимо того, что обладает самостоятельной привлекательностью как природное явление, позволяет увеличивать продолжительность туристской активности в течение суток. К этому можно добавить романтизированный образ «полуночного солнца», который упоминался ещё в древних мифах и у античных авторов и продолжал использоваться писателями в дальнейшем (например, в известном произведении Г.Ф. Лавкрафта «Полярис» сюрреалистичность действия подчёркивается тем, что оно происходит под «лучами солнца, которое не закатывалось, а ходило кругами низко над горизонтом»).
"Полночь полярного дня". Кольский залив. Автор А.А. Бертош.
Важным фактором туристской привлекательности являются полярные сияния. Данное природное явление, так же как и многие другие в высоких широтах, окружено ореолом легенд и мистики, что активно эксплуатируется туриндустрией. В настоящее время «охота за сияниями», особенно популярная среди туристов из Юго-Восточной Азии, уже фактически оформилась в самостоятельное направление внутри арктического туризма. Данный вид туристской практики жёстко определяется сезонными факторами, так как во время полярного дня и переходных периодов, которые в Арктике занимают значительную часть года, сияния недоступны для наблюдения.
Объектом туристского притяжения выступают и арктические природные ландшафты, имеющие значительные отличия друг от друга. Для океанического туризма – это океаны и моря, покрытые льдом или доступные для свободной навигации (в зависимости от времени года и региона). Побережье и острова, по большей части, представляют собой арктическую пустыню или тундру, с соответствующим растительным и животным миром. Именно в этой природной зоне можно увидеть представителей фауны, наиболее соответствующих массовым представлениям о природе Арктики: китообразных и ластоногих морских млекопитающих, а также белого медведя, фактически ставшего символом циркумполярных территорий.
Континентальный арктический туризм организован в климатических поясах тундры и лесотундры, где на протяжении значительной части года присутствует снежный покров. Природный мир здесь гораздо разнообразнее, чем в океаническом секторе Арктики, поэтому, помимо познавательных форм организации туризма, в основном связанных с наблюдением, широко распространены такие направления туриндустрии, как охота и рыбалка. Животным, ассоциируемым в массовом сознании с тундровой зоной, является северный олень, которого здесь можно наблюдать как в естественной среде обитания, так и в качестве объекта сельского хозяйства.
Территории Арктики значительно различаются своими историко-культурными ресурсами. На островах, архипелагах и побережье материков материальное наследие формируется из нескольких крупных составляющих:
- археологические свидетельства, оставшиеся от древнейших обитателей этих районов;
- артефакты, связанные с коренными народами, для которых традиционными являются морские промыслы;
- историко-культурное наследие старожильческого населения (на арктическом побережье России к старожилам можно отнести этнографическую группу русских поморов, а также потомков первопроходцев, имеющих различное этническое происхождение);
- объекты, связанные с многовековой историей географических открытий, изучения и освоения Арктики: материальное наследие эпохи викингов, следы исследовательских экспедиций, артефакты, имеющие отношение к первопроходцам (захоронения, территории временных и постоянных исторических поселений, навигационные знаки и т.п.);
Табличка на скале, посвящённая столетию экспедиции на шхуне "Святой мученик Фока". Упразднённое поселение Рында, Мурманская область. Автор фото А.А. Бертош.
- памятники индустриального освоения Арктической зоны в XX–XXI веках (гидрометеостанции и научно-исследовательские базы, маяки и иные средства обеспечения навигации, объекты транспортной и энергетической инфраструктуры, сооружения промышленного и военного назначения).
В материальном наследии континентальной части Арктики, помимо объектов, сопоставимых с вышеназванными (археологические памятники, объекты индустриального периода), можно выделить следующие группы:
- артефакты, связанные с коренными народами, ведущими кочевой или оседлый образ жизни в тундровой и лесотундровой природных зонах, а также наследие старожильческого населения;
- объекты периода освоения и колонизации северных пространств (исторические поселения, центры торговли и промыслов, фортификационные сооружения, а также иное материальное наследие той эпохи);
- памятники истории Второй мировой войны (арктическими регионами, где шли масштабные бои на суше, были Норвегия и Мурманская область СССР).
Характерной особенностью материального культурного наследия Арктики является то, что значительная его часть не обладает самостоятельной туристской привлекательностью. Для интеграции некоторых памятников в практики туриндустрии необходима их целенаправленная актуализация: включение в экскурсионные маршруты, популяризация и т.п. При этом часть объектов, обладающих историко-культурной ценностью, не подходит для использования в массовом туризме (например, действующие или законсервированные объекты военной инфраструктуры, большинство памятников археологии).
Заброшенный военный посёлок Гранитный (побережье Баренцева моря, Мурманская область). Автор Бертош А.А.
При кажущемся противоречии названных моделей брендирования, их сочетание позволяет формировать концепцию прошлого арктических территорий, наполненную героическим пафосом освоения негостеприимного пространства. Такой подход может выражаться в репрезентации туриндустрией истории Арктики как постоянной борьбы с суровой природой и периодического противостояния с «врагами». На оценочные характеристики и трактовку фактов предлагаемой туристам картины прошлого оказывают влияние особенности национальных исторических школ, характерных для разных государств, а также существующая геополитическая обстановка.
Ещё одним подходом, который способен объединить историко-культурные и природные факторы туристской привлекательности в единую концепцию, может являться восприятие традиционных форм хозяйствования и образа жизни коренных народов Арктики как проверенной временем устойчивой модели существования в условиях ограниченности природных ресурсов. Такая модель репрезентации прошлого применима в отношении аборигенного и старожильческого населения. Это идейное построение, как и почти любое в гуманитарных науках, также может подвергаться влиянию существующей социально-политической обстановки.
Особенности и проблемы арктического туризма
В истории российского (советского) туризма можно выделить периоды, когда резко возрастал массовый интерес к арктическому направлению:
1) Рубеж XIX–XX веков. Благодаря деятельности Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства рейсы в Арктику (по Баренцеву морю вдоль берегов Северной Норвегии и Кольского полуострова, вплоть до Новой Земли) стали доступны широким слоям населения России. Изданный в 1898 году «Путеводитель по Северу России» сообщал:
2) 1930-е годы. В этот период были осуществлены первые советские морские круизы в высокие широты, а также, на фоне бурного развития туристского движения, заложены основы массового туризма в некоторых регионах Советской Арктики.«Наш Север … одинаково интересен для учёного, путешественника, естествоиспытателя, этнографа, художника, простого туриста – любителя природы, охотника, богомольца и для предприимчивого торгового человека… поездка в Архангельск и по Архангельскому, а равно и по Мурманскому, побережью сделалась скорой, лёгкой и удобной прогулкой»[2].
3) Начало XXI века. Новый всплеск интереса к арктическому направлению туризма произошёл уже в условиях рыночной экономики. Турбизнес, отвечая на появившийся спрос, стал формировать инфраструктуру и создавать новые предложения в данном сегменте. Стоит отметить, что, несмотря на востребованность, значительная часть турпродуктов «арктической» направленности оказалась рассчитана на богатого и сверхбогатого потребителя.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что рост интереса к арктическому направлению туризма происходит в периоды общего повышения внимания к Арктике со стороны государства и общества. Причём эта черта характерна как для России (Советского Союза), так и для других государств. «Бумы» арктического туризма коррелируют с усилением значения Арктики в международной и внутриполитической повестке.
***
К настоящему времени сфера арктического туризма столкнулась с рядом вызовов, ответы на которые определят дальнейшее развитие отрасли:
а) Экологические риски развития туризма
Возросший туристский трафик усиливает нагрузку на хрупкие экологические системы Арктики, особенно на расположенные в тундровой зоне. К негативным аспектам влияния туриндустрии на природу относятся:
- загрязнение окружающей среды из-за пребывания людей и формирования туристской инфраструктуры в районах, ранее мало подверженных антропогенному влиянию;
- повышение риска сознательного или случайного повреждения (уничтожения) геологических, палеонтологических и иных памятников природы;
- причинение вреда почвенно-растительному покрову тундры, на регенерацию которого требуется значительное время, в результате увеличения количества турмаршрутов и отсутствия их чёткой систематизации (угрозу для почвенного слоя представляют все виды передвижения по нему - пешие, гужевые, с использованием колёсного транспорта, - но наибольший урон наносит использование гусеничной техники);
- истощение биоресурсов из-за влияния природоориентированных видов туризма – охоты и рыбной ловли (даже при организации рыбалки по принципу «поймал – отпусти» непрофессиональные действия участников могут приводить к гибели выловленных особей);
- нарушение экологического равновесия по причине интенсивного сбора дикоросов, который может осуществляться самими туристами или организовываться турбизнесом для обеспечения гастрономического своеобразия дестинации;
- увеличение вероятности возникновения экологических катастроф и другие подобные риски.
В качестве мер, способных снизить негативное влияние туризма на природу, можно назвать:
- усиление контроля государства и общества за соблюдением природоохранного законодательства;
- просветительская работа, направленная на повышение экологической сознательности всех участников туристской деятельности;
- регулярный мониторинг экологической обстановки на территориях, активно вовлечённых в туриндустрию; оперативное реагирование в случае возникновения угроз или проблем;
- популяризация форм природоориентированного туризма, не связанных с изъятием ресурсов (различные виды экологического туризма, основанные, в первую очередь, на наблюдении); принятие ограничительных мер в случае нарушения природного баланса из-за чрезмерного потребления биоресурсов;
- деятельность (административная и просветительская) по систематизации туристских маршрутов, с целью сокращения негативного воздействия на почвенный слой тундры; обеспечение территорий с высоким туристским трафиком инфраструктурой, направленной на сохранение природной среды (оборудованные экотропы и т.д.).
б) Проблемы использования историко-культурной среды в туриндустрии
Интеграция материального и нематериального историко-культурного наследия Арктики в туристскую деятельность сопряжена с рядом потенциальных угроз. Помимо опасностей, связанных с увеличением трафика и развитием инфраструктуры, схожих по своему генезису с проблемами, создаваемыми туризмом для экологии (риск изменения ценных культурных ландшафтов, повреждения или уничтожения памятников истории и археологии), взаимодействие историко-культурной среды и туриндустрии сталкивается с комплексом специфических вызовов.
Эксплуатируются туриндустрией также квазиисторические представления о том, что на арктических землях в доледниковый период существовали развитые цивилизации. В маркетинге могут использоваться отсылки к эзотерическим идеям об Арктике как о территории, обладающей сверхъестественными свойствами. С целью «доказательства» подобных концепций даже создаются сооружения, презентуемые затем в качестве «древних артефактов».
Противовесом подобным тенденциям может стать активизация деятельности по выявлению, охране, реставрации и популяризации подлинных памятников истории, а также по сохранению и актуализации нематериального наследия аборигенного и старожильческого населения. Просветительская работа в этом направлении, в том числе среди представителей коренных народов, сможет оказать воздействие только при наличии одновременных мер по стимулированию и поддержке традиционных форм природопользования и культуры.
Церковь Преображения Господня, 1878 год (территория упразднённого поселения Рында, Мурманская область). Автор Бертош А.А.
в) Проблема доступности арктических направлений туризма
Несмотря на указанные выше сложности, которые развитие туризма создаёт для арктических регионов, туристская деятельность является одним из немногих доступных способов диверсификации экономики данных территорий. Общественный запрос на посещение Арктики нашёл отклик в бизнес-сообществе, но данная тенденция столкнулась с объективными трудностями, так как арктические районы являются одними из самых труднодоступных мест на Земле. Отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения со многими регионами Арктики, сложность морской навигации и авиаперелётов в высоких широтах стали сдерживающими факторами развития здесь массовой туриндустрии.
Географическое положение, неразвитость транспорта и инфраструктуры гостеприимства, а также ценовая политика бизнеса привели к тому, что туризм в значительной части Арктики оказался недоступен для большинства по причине очень высокой стоимости услуг. Если переход транспортной сети циркумполярного региона на качественно иной уровень является перспективой отдалённого будущего, то решение вопросов стимулирования и продвижения сравнительно доступных направлений арктического туризма (например, локализованных на побережье Баренцева моря и близлежащих островах), а также снятие административных ограничений на посещение территорий в тех случаях, когда это является явным пережитком прошлого, может быть начато уже в настоящее время.
Остров Кильдин. Один из самых доступных арктических. Фото В.В. Бертош.
Бурно развивающаяся индустрия арктического туризма демонстрирует на сегодняшний день многообразие форм, типов и направлений. Объективно существующие в данной сфере трудности, обусловленные географической, климатической и экономической спецификой циркумполярного мира, дополняются негативными тенденциями, вызванными тем, что экологические и социально-культурные системы Арктики могут быть легко выведены из равновесия под воздействием внешних факторов. Перечисленные вызовы ставят перед туристской индустрией задачу формирования экономически рентабельной, устойчивой модели её существования и развития, учитывающей интересы всех заинтересованных сторон: международных организаций, государств, коренного и старожильческого населения, локальных социумов и субъектов бизнеса.
Автор: Бертош Андрей Александрович, аспирант Кольского научного центра Российской академии наук.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Арктический туризм в России / отв. редактор Ю.Ф. Лукин – Архангельск: САФУ, 2016. – 256 с.
2. Васильева И.О., Муратова М.Н. Развитие туризма в Арктике. // Международный научно-исследовательский журнал. – № 11 (53) Ч. 2. Ноябрь 2016. – С. 78–83.
3. Голубчиков Ю.Н., Кружалин В.И. Арктический туризм // Вестник Московского университета. – Серия 5. География. № 3. 2017. – С. 96–98.
4. Желнина З.Ю., Белевских Т.В. Арктический туризм: учебное пособие. – Мурманск: Баренц-Пресс, 2018 – 180 с.
5. Путеводитель по Северу России (Архангельск, Белое море, Соловецкий монастырь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора), сост. Д.Н. Островский – СПб: Издание Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, 1898. – 145 с.
6. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/18360/ (дата обращения: 12.06.2019).
6. Орлов И.Б. В «Стране ледяного ужаса»: научно-туристская экспедиция «Интуриста» в Арктику в 1931 году // Современные проблемы сервиса и туризма. – № 4. Т. 10. 2016. – С. 31–40.
[1] О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/18360/ (дата обращения: 12.06.2019)
[2] Путеводитель по Северу России (Архангельск, Белое море, Соловецкий монастырь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора), сост. Д.Н. Островский – СПб: Издание Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства, 1898. – 145 с.