Арктическому туризму мешают дороговизна поездок и недостаток средств у населения
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, такие причины назвали около 25% россиян.
Фото: Shutterstock
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, такие причины назвали около 25% россиян.
Внутренний туризм в России обретает новые масштабы, и одно из наиболее перспективных туристических направлений – Русский Север. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос на тему того, что привлекает людей на Севере, что мешает туда попасть, какие пожелания у потенциальных туристов, и результаты исследования помогут местным властям и организациям приблизиться к соответствию запросам.
Что привлекает
Преимущества путешествий по «диким», нетуристическим маршрутам страны, в том числе по Северу России, назвал каждый второй россиянин (52%). Для опрошенных одинаково важны интеллектуальная и эстетическая составляющая отдыха: два самых частых аргумента в поддержку таких поездок – возможность узнать свою страну и ее историю (20%) и насладиться красотами региона (18%). В числе менее популярных ответов – сравнительно низкая стоимость подобных путешествий (7%) и погружение в локальную культуру, знакомство с обычаями и традициями местных жителей (5%). Еще 4% сказали, что им интересен подобный отдых, столько же отметили безлюдность нетуристических мест (4%). Не нашел преимуществ каждый девятый (11%).
Такие ответы, как «погружение в историю страны» и «природное и культурное разнообразие», чаще звучали от москвичей и петербуржцев (27% и 24% соответственно) и россиян с высшим образованием (24% и 22% соответственно).
А назвать преимущества поездок по нетуристическим маршрутам оказалось проще молодым людям 18–34 лет (затруднились с ответом 25–27% против 49% среди опрошенных 60+ лет). Чаще других молодежь, – наиболее социально активную и мобильную группу потенциальных туристов – привлекает красивая природа/достопримечательности, возможность узнать обычаи и традиции местных жителей, а также нетронутость мест.
На вопрос, что могло бы побудить отправиться в поездку по северным городам России, 57% опрошенных ответили «наличие разнообразных природных и культурных достопримечательностей». Второй по популярности ответ – разнообразие экскурсий по приемлемой цене (48%). В топ-6 наиболее значимых факторов при выборе маршрута по северным городам также вошли:
-
история региона (45%);
-
транспортная доступность туристических объектов (43%);
-
доступное и комфортное размещение в гостиницах/хостелах (41%);
-
местная кухня (41%).
Что мешает
По мнению наших сограждан, развитию северного туризма мешают в первую очередь внешние (т.е. не зависящие от воли человека) преграды. В общей сложности их спонтанно назвали 80% опрошенных (внутренние преграды – 62%). В обеих группах ответов лидирует тема финансов: высокая стоимость путешествий (25%) и денежные трудности (25%).
В число внешних преград вошли также недостаток информирования о туристических возможностях места, отсутствие рекламы / незнание людей – 15%), плохая инфраструктура и транспортная доступность (14% и 10% соответственно), проблема соотношения цены и качества обслуживания (7%). К наиболее частым внутренним барьерам можно отнести суровый климат региона (10%), туристические предпочтения россиян («больше любят юг / пляжный отдых» – 6%), занятость, отсутствие отпусков (5%).
Кто заказал исследование
ВЦИОМ провел опрос о туристической привлекательности русского Севера при поддержке Агентства развития Мончегорска.
Мончегорск – небольшой арктический город в Мурманской области, – планирует стать привлекательным местом для российских туристов. Его отличают удобное географическое положение, относительная близость к обеим столицам, горнолыжные курорты, окружающие природные заповедники, водопады и озера.
Легендарные имена озера Имандра и Хибинских гор, виды города, туристические возможности (яхтинг, рыбалка, катание на снегоходах и др.) оказались привлекательными для 68% опрошенных – они ответили, что посетить Мончегорск было бы интересно. Наиболее активно отреагировали на такую возможность молодые люди 18-24 лет (79%) и жители сел (75%).