Сейчас в Архангельске

07:44 5 ˚С Погода
18+

Арктика – природный ресурс России

7 мин
23 апреля, 2019 | 14:38

Арктика – природный ресурс России

Арктика — настоящая сокровищница самых разнообразных природных ресурсов и один из самых важных — углеводороды. Нефть, природный газ, газовый конденсат, олово и золото необходимы как для развития промышленности, так и для жилищно-коммунальных, частных нужд. Арктический полярный северный регион - место, где активизируется по мере истощения более доступных месторождений. Ресурсы Арктики в сфере добычи нефти и природного газа играют все более существенную роль, шельф - это млрд тонн топлива — более 2/3 углеводородных ресурсов расположено в российском сегменте Арктики. Россия активно ведет геологические исследования в данном регионе. Многие месторождения еще предстоит разведать.  

Разработка нефтегазовых месторождений ведется на шельфе Баренцева моря. Это такие крупные нефтяные месторождения, как Приразломное месторождение, Варандейское месторождение, Долгинское месторождение, Медынское месторождение. Природный газ добывается на Мурманском, Северо-Кильдинском, Лудловском месторождениях.

Существуют газоконденсатные и нефтегазоконденсатные месторождения, где добывается газовый конденсат — жидкая смесь углеводородов, которая используется как в производстве различных видов топлива, так и для получения синтетических каучуков, пластмасс.

Добыча углеводородов ведется также в Карском море, сухопутные месторождения осваиваются в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Множество разведанных месторождений ждут разработки, храня миллионы тонн и кубометров, доступ к которым пока закрыт сложными условиями добычи.

Помимо углеводородов, богатство недровых ресурсов Арктики составляют залежи драгоценных, редкоземельных и цветных металлов — золота, никеля, меди, вольфрама, урана, платины, палладия, молибдена и других. Здесь могут добываться алмазы и другие драгоценные камни, уголь, гипс.

Однако природные ресурсы Арктики сосредоточены не только в ее недрах. Например, здесь располагается ценнейший ресурс — запасы пресной воды, составляющие, по оценкам специалистов, до пятой части общемирового.

Говоря о ресурсах Арктики, невозможно не упомянуть биологическое разнообразие этого сурового края — от растений до животных и птиц, избравших эту местность местом жизни и размножения. Некоторые виды птиц преодолевают тысячи километров, отделяющих Арктику от других территорий Земного шара, чтобы отложить здесь яйца и вывести потомство. Значение биологических природных ресурсов Арктики заключается не только в охране природы, сохранении биологического разнообразия и возможности их рекреационного использования. Ряд видов представляет хозяйственную ценность — так здесь ведется промысловый вылов ряда пород рыб: минтай, тресковые, лососевые, а также криль. Ряд животных имеет хозяйственную ценность для жизнедеятельности коренных народов — например, северный олень.

Ресурсы России в Арктике — это и сами территории, которые при современных климатических тенденциях к потеплению могут в скором времени оказаться пригодными и даже комфортными для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Добыча природных ресурсов региона в настоящее время развита достаточно слабо — инфраструктура многих месторождений используется еще с советских времен. Существует множество других проблем, которые необходимо решить, для того чтобы получить доступ к сокровищам арктических территорий: это и транспорт, и сохранение хрупкой экологии края, и сложность организации жизни и деятельности в сложных климатических условиях. Но курс на освоение запасов Арктики, потерянный с распадом СССР, вновь взят.

Почти 20% территории России располагается в арктической зоне. При этом, как отмечают специалисты Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Арктика является нашим «основным резервом горнодобывающей и нефтегазовой промышленности». Однако осваивать эти ресурсы непросто. Особенно в последнее время, когда санкции западных государств, низкие цены на нефть на мировом рынке, а также геологические риски серьезно усложняют работу российских нефтегазовых компаний на шельфе Арктики. Тем не менее, как отмечают эксперты, России нельзя отказываться от реализации арктических проектов.

Как сообщается в материалах Минприроды, начальные извлекаемые запасы углеводородных ресурсов в Арктике могут составить около 260 млрд тонн условного топлива, что составляет более 50% всех ресурсов углеводородов в России. Об этом заявлял недавно первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Денис Храмов. При этом на арктическом шельфе не разведано более 90% территорий, на суше – около 53%.

«Порядка четверти неосвоенных нефтегазовых мировых ресурсов – это Арктика. В основном, это газ – на 80%», – подчеркнул аналитик компании «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.

По его мнению, производство природного газа на шельфе Арктики для России не актуальна, поскольку уже разведанных и освоенных газовых месторождений имеется достаточное количество для того, чтобы полностью покрывать все потребности в топливе как самой России, так и государств, импортирующих российский природный газ.

Тем не менее, по его же словам, освоение Арктики является стратегической задачей. Результаты появятся только через 15-20 лет, однако для того, чтобы не отстать от иностранных партнеров в разработке арктических месторождений, начинать работу нужно уже сейчас.

Северный Ледовитый океан, омывающий берега пяти стран, в том числе, и России, может превратиться в арену ожесточенной схватки за природные ресурсы. Однако стоит ли нашей стране бороться за Арктику?

Российские власти намерены застолбить особые права на природные ресурсы Арктики. Расхожее мнение – на дне Северного Ледовитого океана таятся несметные объемы полезных ископаемых. Добраться до них крайне сложно, учитывая специфику региона, да и насколько рентабельна добыча нефти и газа у Северного полюса – вопрос тоже крайне дискуссионный. Но, судя по заявлениям российских официальных лиц, речь идет о фиксировании позиций на дальнюю перспективу. При этом защищать силой еще не разведанные арктические кладовые мы готовимся уже сейчас, не дожидаясь потепления климата, прогнозируемого учеными.
Как сообщил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, в феврале международная группа экспертов, члены так называемой Комиссии по границам континентального шельфа, должна приступить к рассмотрению заявки России, претендующей на расширение «подконтрольной» ей территории в Арктике на 1,2 млн кв. км. В 2002 году аналогичная российская заявка была отклонена как недостаточно обоснованная, комиссия выдала рекомендации по ее доработке.
Миллионы квадратных километров – внушительная площадь, но речь не идет о том, что Северный полюс отойдет под юрисдикцию Российской Федерации. Суть российской претензии – получить особые экономические права на континентальном шельфе (так в естественных науках именуют один из элементов морской местности, входящий в состав подводной окраины материков).

В перспективе, если России удастся доказать, что ее «территориальные претензии» на дно Арктики обоснованы, российские компании получат эксклюзивное право на разработку месторождений нефти и газа, которые, как предполагается, залегают в океане, где 40% площади имеют глубину меньше 200 м.

«Существует понятие 12‑мильной зоны, где государственный суверенитет действует и в отношении воздушного пространства, и акватории, и недр, и ресурсов. Дальше идет так называемая исключительная экономическая зона – 200 морских миль, – объясняет старший научный сотрудник ИМЭМО им. Примакова Павел Гудев. – В этой зоне то или иное государство обладает исключительными правами по разработке и эксплуатации живых и неживых ресурсов. Но на эту зону государственный суверенитет уже не распространяется».

Как отмечает эксперт, двухсотмильной границе исключительной экономической зоны всегда соответствует двухсотмильная граница континентального шельфа. Там действует такая же «ресурсная юрисдикция» по разработке живых и неживых ресурсов – крабов, например, или нефти.

«Мы сейчас пытаемся доказать, что подводная окраина материка простирается за пределы двухсотмильного лимита исключительной экономической зоны», – говорит Павел Гудев.

То есть претендуем на ресурсы, располагающиеся вдали от российских берегов.
Процесс «территориальной экспансии» – определения границ континентального шельфа – в Арктике был запущен еще в 1997 году, после того как Россия присоединилась к Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года. При этом Россия стала первым в мире прибрежным государством, озаботившимся своим континентальным шельфом.

Может возникнуть ощущение, что все это сильно попахивает большой геополитикой. Но в Комиссии по границам континентального шельфа, которой предстоит изучить российские притязания, заседают не политики, а специалисты в области геологии, геофизики или гидрографии, которых выбирают государства–участники Конвенции 1982 года тайным голосованием из числа своих граждан сроком на пять лет. Россия там тоже, кстати, представлена. Именно эти специалисты должны проанализировать новые научные данные, которые представит Россия.

далее в рубрике