АРКТИКА СЕГОДНЯ: думаем о будущем

1 Октября, 2018, 21:24
АРКТИКА СЕГОДНЯ: думаем о будущем

Начнём с новости из сферы государственного управления. В Ненецком автономном округе официально появился губернатор. На эту должность утвердили А. Цыбульского, который исполнял обязанности главы северного региона с сентября прошлого года. «Революций» в жизни субъекта в этой связи, пожалуй, не произойдёт, но теперь в административном плане там появится определённость: у округа есть «первое лицо», которому, при нормальном развитии событий, там работать минимум несколько лет. Чего можно ожидать от этого назначения субъекту и Арктике? Пожалуй, прежде всего продолжения тех начинаний, которые в той или иной форме были заявлены в предыдущий период. Так, я бы предположил, что Нарьян-Мар будет лоббировать инфраструктурные проекты, направленные на интеграцию субъекта в единое транспортное пространство России и оживление деловой и, вообще, экономической активности в регионе. В этом свете, НАО, как и ранее, будет продвигать строительство порта Индига как ключевой проект, могущий дать серьёзный стимул развитию округа. Он продолжит выстраивать диалог с Архангельской областью: к этому располагает не только статус (НАО входит в область, хотя и является самостоятельным субъектом федерации), но и, что особенно важно, близость интересов по крупным вопросам: привлечению в регион финансирования (федерального и частного), решению наиболее острых социально-экономических и инфраструктурных проблем, свойственных этому сектору наших северных территорий, совместному содействию запуску «Белкомура» (в варианте с заходом на Индигу) и т.д. Желаем удачи!

А эксперты продолжают думать над тем, как нам обустроить нашу Арктику. Так, по мнению И. Шпектора, члена совета Общественной палаты РФ, АЗРФ остро нуждается в улучшении транспортной связанности. При этом необходимы не только наземные дороги (хотя и здесь надо сделать очень и очень многое), но и воздушные пути: в текущей конфигурации практически все северные авиаперевозки завязаны на Москву, тогда как межрегиональное сообщение за Полярным кругом практически замерло. Один из возможных выходов – малая авиация. Большой объём работ предстоит и в сфере энергетики.

По словам А. Пименова, замглавы НИИ им. Доллежаля, задачу электрификации Заполярья можно было бы решить с помощью интенсивного развития атомной энергетики – в частности, путём развёртывания распределённых автономных сетей, выстроенных вокруг малых (наземных, подземных или плавучих) АЭС. Ещё одна острая проблема – ЖКХ. Российские арктические городские агломерации – самые крупные в мире, такова наша национальная специфика. Инфраструктура в них – ещё советская, морально и физически устаревшая. Необходимо максимально снизить затраты на её поддержание, внедрив новые технологии и рационализировав городское пространство.

Александр Стоцкий

далее в рубрике