Сейчас в Арктике:
Ледоход

АРКТИКА СЕГОДНЯ: геополитика и рыба

АРКТИКА СЕГОДНЯ: геополитика и рыба
9 Января, 2019, 20:37
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Что же, дорогие друзья, праздники позади, и мы возвращаемся к нашим ежедневным новостным обзорам.

Начнём с вестей геополитических. Начало года – традиционная пора подведения прошлогодних итогов и озвучивания планов на будущее. В этом смысле, в высоких широтах «политический год» начался с ужесточения риторики некоторых наших западных соседей. Так, выступая на конференции по безопасности в Осло, министр обороны Норвегии Ф. Бакке-Йенсен обозначил Россию в качестве основной угрозы Западу. Возросшая активность нашей страны за Полярным кругом не прошла незамеченной: часть истеблишмента стран НАТО видит в этом вызов. Чтобы парировать эту самую «российскую угрозу», министр призвал к дальнейшему увеличению военных бюджетов и росту американского присутствия в Арктике. В общем, логичное развитие событий: конкуренция за ресурсы в мире растёт, а Арктика – это ресурс, и ещё какой, поэтому подобные заявления не должны быть неожиданностью и дальше. В то же время, даже в этой, – я бы сказал, конфронтационной – парадигме, сотрудничество с Россией в высоких широтах остаётся безальтернативным в целом ряде вопросов: по мнению того же Бакке-Йенсена, Норвегии невозможно отказаться от диалога с Москвой в области исследования Арктики, работы спасательных служб, рыбной ловли и т.д. И наша задача – выдвигать на передний план именно эти практические завязки на перспективное сотрудничество, продвигать кооперационную повестку в пику конфликтной.

Несколько иначе на арктические дела смотрят в Прибалтике. Говоря о внешнеполитических итогах 2018 года, МИД Латвии констатировал, что, несмотря на возрастание угрозы милитаризации высоких широт, по мере таяния льдов в Арктике открываются новые возможности. Растёт доступность запасов полезных ископаемых, создаются предпосылки для формирования новых транспортных маршрутов. А это значит, что нужны новые подходы к международному сотрудничеству за Полярным кругом.

Но вернёмся к нашим внутренним делам. «Росморречфлот» отчитался о мерах по компенсации ущерба, причинённого природе в ходе строительства и эксплуатации портовой системы России. Любопытны такие цифры: на компенсационные мероприятия при строительстве порта Сабетта в 2017-2018 гг. ведомство выделило примерно 1 миллиард рублей. В течение указанного периода в море была выпущена «компенсация» в размере почти 400 млн экземпляров пеляди и 2,6 млн экземпляров сибирского осетра. И это хорошо, ведь речь идёт не только о восстановлении экосистемы Арктики, но и о повышении экономической (в данном случае, рыбопромысловой) привлекательности нашего Заполярья.

Александр Стоцкий

Комментарии