Сейчас в Мурманске

19:07 -9 ˚С Погода
18+

Арктика сегодня: глава «Востокгосплана» Михаил Кузнецов — о вызовах и возможностях в Арктике

Глава «Востокгосплана» — научного учреждения, занимающегося анализом сценариев развития Дальнего Востока и АЗРФ — М. Кузнецов дал интервью, в котором затронул ряд тем, принципиально важных для развития нашего Крайнего Севера.

Александр Стоцкий
8 ноября, 2021 | 16:41

Арктика сегодня: глава «Востокгосплана» Михаил Кузнецов — о вызовах и возможностях в Арктике
Фото: Никита Кузнецов / GeoPhoto


Глава «Востокгосплана» — научного учреждения, занимающегося анализом сценариев развития Дальнего Востока и АЗРФ — М. Кузнецов дал интервью, в котором затронул ряд тем, принципиально важных для развития нашего Крайнего Севера. Коротко о главных тезисах.

  • Вечная мерзлота – в центре внимания. С повышением среднегодовой температуры в ряде регионов деградируют фундаменты, возникают риски ущерба для железных дорог, газопроводов. Если ничего не предпринимать, ущерб для инфраструктуры в АЗРФ до 2050 года может составить до 5 трлн рублей, из них 0,77 трлн рублей – для жилых зданий.

  • Еще одна проблема, связанная с растеплением криолитозоны – пробуждение к жизни сложных процессов, связанных с микробиологией. Существует вероятность «размораживания» древних микроорганизмов и бактерий, не изученных человеком, которые могут оказать серьезное воздействие на здоровье людей и животных.

  • Тренд на потепление формирует новую реальность в высоких широтах – и новые угрозы. Происходит облесение тундры, сопровождающееся учащением пожаров в Арктической зоне (во втором десятилетии XXI века их число возросло в 2,5 раза по сравнению с первым) и их распространением до побережья Северного Ледовитого океана. 

  • Однако повышение температуры в Арктике создает и дополнительные возможности. Процесс таяния мерзлоты облегчит доступ к минерально-сырьевой базе Заполярья, а также позволит обрести новые источники энергии. В многолетней мерзлоте находятся огромные месторождения газовых гидратов, которые рассматриваются как сырье будущего. Их объем сопоставим с доказанными запасами традиционного природного газа.

  • Еще одной такой возможностью является более активное развитие Северного морского пути. Это позволит сократить срок доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу на 40%.

  • В структуре перевозок по СМП доминируют полезные ископаемые – нефть и газ. Эта ситуация не изменится и в контексте глобального энергоперехода: несмотря на рост ВИЭ, газ продолжит играть важную роль как переходное топливо и топливо для балансирующих мощностей.

  • В свою очередь, транзит в структуре грузовой базы СМП сейчас занимает незначительное место – около 1 млн тонн в год. Есть оценки, что он может вырасти до 30 млн тонн, но для этого необходим ряд условий: круглогодичное сообщение, наличие соответствующих судов арктического класса, стабильная грузовая база. Эти задачи сможет решить создание транзитной компании, предусмотренное Стратегией развития АЗРФ до 2035 года.

  • Для научно-экспертного сопровождения работы Севморпути разработан «цифровой двойник СМП», позволяющий просчитывать комплексные сценарии его развития в привязке к общестрановым реалиям. «Цифровой двойник» используется для просчитывания новых проектов в АЗРФ.

  • Подобный «двойник» создаётся и для северного завоза. На данный момент готова его модель для Якутии. Модель «двойника» северного завоза по всем регионам АЗРФ будет представлена к началу 2022 года.

«Арктика сегодня» – цикл статей Александра Стоцкого, генерального директора Проектного офиса развития Арктики, в которых анализируются важнейшие тренды международной, федеральной и региональной арктической повестки. 
далее в рубрике