АРКТИКА СЕГОДНЯ: ИМО стремится в АС, «СШХ» значит «модернизация», «Росатом» хочет ледоколы
Нашего (в смысле, арктического) полку прибыло. Ну или, точнее, скоро прибудет: Совет по внешним связям Международной морской организации (ИМО) принял решение обратиться в Арктический совет для получения статуса наблюдателя при этой ключевой за Полярным кругом международной структуре. ИМО – организация авторитетная, специализированное учреждение ООН. Отличает её от многих других спецучреждений ооновской системы, в частности, то, что она носит сугубо прагматичный характер и ориентирована на решение практических вопросов. Курс ИМО на установление регулярного диалога с АС – проявление как растущего авторитета Совета, так и постепенного усиления его реальной роли в высоких широтах. В свою очередь, наличие в рядах членов АС Международной морской организации актуализирует прагматичную составляющую в работе Совета и упростит решение вопросов, важных для обеих организаций, – прежде всего, в сфере регулирования арктического мореходства.
Вернёмся к нашим внутренним арктическим делам. Работа над сооружением Северного широтного хода всё ещё находится на подготовительной стадии, но при этом контуры его влияния на регионы, в которых он будет реализован, проясняются уже сейчас. Масштабная стройка не только затронет инфраструктуру Арктики, но и изменит социально-экономический ландшафт соответствующих районов. Так, по словам замначальника Северной железной дороги Т. Шалашнева, в рамках прокладки СШХ РЖД планирует провести комплексную модернизацию и железнодорожной инфраструктуры, и социальных объектов вдоль этой транспортной артерии. В свою очередь, регионы рассчитывают на повышение занятости и создание новых рабочих мест – и готовы этому всемерно содействовать. Как заявил зампредседателя правительства Коми Н. Герасимов, республиканские власти собираются организовать обучение специалистов для строительства и обслуживания железной дороги, а также предоставить режим наибольшего содействия при решении всех вопросов, которые могут возникнуть в ходе воплощения этого масштабного проекта.
Перестройка системы управления СМП может повлечь некоторые изменения в структуре собственности ледокольного флота России. «Росатом», который будет играть ключевую роль на Севморпути, претендует на то, чтобы получить в своё распоряжение (а точнее, в распоряжение своего «Атомфлота») дизельные ледоколы, находящиеся во владении ФГУП «Росморпорт» Росморречфлота. С точки зрения атомщиков, логика подобного шага заключается в том, чтобы расширить возможности манёвра средствами на СМП до завершения крупных программ по модернизации ледокольного флота (а это, как мы помним, строительство судов проекта 22220, «Лидера» и ряда других). Что же, посмотрим, насколько её примут прочие заинтересованные стороны.
Александр Стоцкий