АРКТИКА СЕГОДНЯ: кадры, преференции, компетенции

23 Января, 2019, 21:28
АРКТИКА СЕГОДНЯ: кадры, преференции, компетенции

Правительственный куратор арктического направления вице-премьер Ю. Трутнев сделал сегодня ряд интересных заявлений. Во-первых, он сообщил о том, что ведёт подбор кадров на пост замминистра «по арктическим делам» для Минвостокразвития, чьи функции будут вскоре расширены за счёт включения в сферу ведения арктической тематики. О каких конкретно персоналиях идёт речь, официально не уточняется: вопрос ещё не решён. Кадровые предложения вице-премьера будут представлены главе правительства через несколько дней. Во-вторых, было заявлено, что центр координации и компетенций для нашей Арктики, упоминавшийся вице-премьером на прошлой неделе, должен быть сформирован именно при преобразованном Минвостокразвития. По Ю. Трутневу, предполагается, что в такой центр будет стекаться вся информация по арктическим проектам, а сам он будет служить площадкой для согласования усилий всех министерств и ведомств, вовлечённых в данные проекты. В-третьих, вице-премьер озвучил тот факт, что его аппарат готовит предложения по созданию системы преференций для поддержки проектов, реализуемых в АЗРФ.

Что лично я думаю по этому поводу? За всей этой историей с центром просматривается желание государства создать какой-то реально функционирующий орган, заточенный на решение прикладных задач развития полярного макрорегиона и налаживание постоянного (это важно) взаимодействия между заинтересованными институтами, участвующими в арктических делах. Этот подход, как мне кажется, не лишён резона. Во-первых, профильная госкомиссия (пока что наш главный центр принятий решений по Заполярью) имеет слишком общие цели и задачи, чтобы решать конкретные вопросы, и организована не как постоянно действующий орган, что не позволяет делать всё это в рабочем порядке. Во-вторых, создание ещё одного министерства явно излишне хотя бы ввиду пересечения полномочий с рядом уже действующих институтов подобного уровня – теми же Минвостокразвития и «Росатомом», для начала. Поэтому отчего бы такую площадку и не организовать, «прицепив» её к уже действующему учреждению, наиболее близкому к предмету регулирования хотя бы по географическому признаку. Но, в любом случае, посмотрим, как всё это воплотится на практике.

В свою очередь, сама постановка вопроса по арктическим преференциям закономерна – системы, которая чётко и понятно обозначала бы преимущества (да и сами базовые условия) работы в Арктике, по факту, нет. Заложить её основы должен был пресловутый Арктический кодекс, трансформировавшийся в законопроект по опорным зонам в АЗРФ, который всё никак не могут довести до ума и принять. Очевидно, свежие инициативы и призваны восполнить наиболее выраженные пробелы в данной области. И если эти инициативы будут осуществлены, в регионе продолжится формирование столь желанной всеми системы, но идущее не (извините за тавтологию) системно, а явочным порядком и «порционно» – то здесь подстроим, то там подправим.

Александр Стоцкий

далее в рубрике