Арктика сегодня: льготы, геология и минутка эко-хайпа

26 Октября, 2019, 16:27
Арктика сегодня: льготы, геология и минутка эко-хайпа
По словам профильного вице-премьера Ю. Трутнева, правительство смогло прийти к общему мнению в отношении большинства вопросов по арктическим льготам, вызывавших разногласия в разных министерствах. Самый большой список замечаний выставил Минфин: 19 пунктов. Оно и понятно – именно финансисты отвечают за вёрстку бюджета, им и закрывать «дыры», возникающие в результате появления так называемых выпадающих доходов. Но теперь большая часть разногласий в прошлом. Как говорят в правительстве, доработанный законопроект может быть внесён в Госдуму уже через две-три недели.

Исследование ресурсов нашей Арктики продолжается. «Газпром» заявил о своём намерении до 2023 года пробурить на арктическом шельфе порядка 10 глубоких морских поисково-оценочных и разведочных скважин. Основываясь на опыте подобных работ, проводившихся в прошлые годы, специалисты «Газпром геологоразведки» рассчитывают на хорошие результаты. Так, ожидаемый перспективный прирост запасов природного газа составляет более 1,5 млрд тонн условного топлива. Это очень серьёзные цифры, и говорят они в пользу дальнейшего освоения наших заполярных богатств.

Экология высоких широт обещает стать одной из наиболее острых тем в контексте развития СМП. Как знают все, кто регулярно меня читает, Россия работает над тем, чтобы превратить СМП в серьёзную транспортную магистраль. Это не всем нравится, поэтому попытки вставить нам палки в колёса в данном вопросе были, есть и будут. Свежий пример: американская компания Nike и тамошняя же организация Ocean Conservancy решили объединить усилия с тем, чтобы не допустить развития арктического судоходства. Они запустили инициативу под названием ASCP (Arctic Shipping Corporate Pledge), в рамках которой обратились и к перевозчикам, и к грузоотправителям с призывом не возить товары полярными маршрутами.

Мотивация – так короче, но «грязнее». Из чего следует такой вывод, решительно непонятно: по логике здорового человека, судно, пыхтящее сажей в атмосферу в течение, образно говоря, недели, «напачкает» меньше, чем оно же, но бороздящее моря-океаны вдвое дольше. Однако у зарубежного завода-изготовителя синтетической одежды и резинотехнических изделий (каковым является Nike) и самопровозглашённых Хранителей Океана, верно, в ходу какая-то другая логика. Понятно, что некоторые результаты у этих усилий будут: медийный хайп, возможно, и повлияет на решение каких-то компаний отказаться от перевозок Севером. Но общий тренд эти выступления вряд ли переломят – арктические маршруты (а главнейшим из них, напомню, является СМП) всё равно будут востребованы по совершенно объективным причинам.

Александр Стоцкий
далее в рубрике