Арктика сегодня: ложная тревога и справедливые опасения

21 Октября, 2019, 19:03
Арктика сегодня: ложная тревога и справедливые опасения
Уже некоторое время отечественное медиапространство будоражит: американцы-де подготовили некую новую доктрину по Арктике и собираются, цитирую, «блокировать Северный морской путь». Вопрос важный, люди встревожены, поэтому считаю своим долгом дать на него ответ и попытаться хотя бы несколько прояснить ситуацию.

Сразу же отмечу пару моментов. Во-первых, никакой блистающей новизной активности в области внешней политики США на арктическом участке в данный момент не наблюдается. Столь широко обсуждаемый ныне документ был опубликован американским минобороны ещё в начале июня.  Называется он Арктической стратегией департамента (или министерства, как кому нравится) обороны США. Во-вторых, хоть он и выдержан в явно недружественном к России духе (об этом ниже), но никаких явных указаний на то, что США будто бы собираются устроить «блокаду СМП», там нет.

О чём же этот документ? Американская позиция по Арктике имеет немалое значение для мира и сотрудничества в регионе, и время от времени мне о ней приходится писать. Поэтому скажу: ничего особо неожиданного в стратегии МО США не обнаруживается. Как и их коллеги из Береговой охраны, военные рассматривают Арктику в качестве потенциальной арены противоборства с двумя геополитическими конкурентами — Россией и КНР. Китай традиционно обвиняют в попытках «влезть» в далёкий от него регион, а Россию — в стремлении «приватизировать» Арктику и «навязать» свои правила игры. И чтобы-де этому противодействовать, надо развивать свои военные и прочие возможности в высоких широтах — как самостоятельно, так и в компании соблочников по НАТО и прочих друзей-партнёров.

Теперь конкретно о том, что вызвало острую общественную реакцию, — об СМП, родимом. Одно из основных противоречий между позициями РФ и США по Арктике заключается в том, что Россия рассматривает СМП как свою «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию» (это цитата из федерального закона) и требует применения разрешительного порядка плавания судов по нему. В свою очередь, США считают, что это не соответствует международному праву, так как, мол, нарушает свободу судоходства. Проблема эта старая, она давно обозначена (в том числе и вашим покорным слугой), и она, бесспорно, рано или поздно, что называется, «вылезет». Придёт момент, когда нам со Штатами надо будет разобраться, кто, как и когда может ходить по СМП. Особо актуальным этот вопрос станет после того, как у Вашингтона появится практическая возможность привести на Севморпуть свои военные корабли, — а это случится по завершении постройки головного судна из серии их современных ледоколов, т.е. примерно в 2024 году.

Что нам со всем этим делать? А то же, что уже делается: наращивать свои возможности, осваивать регион, тянуть на Север инфраструктуру и строить ледоколы. Не забывая кооперироваться с теми, кому американские планы по Арктике не по душе. Я так думаю.
далее в рубрике