АРКТИКА СЕГОДНЯ: мерзлота и концессии

15 Августа, 2018, 21:51
АРКТИКА СЕГОДНЯ: мерзлота и концессии

Начнём с новостей мерзлотоведения. На геокриологическом стационаре Парисенто, что на Гыдане, завершилась масштабная экспедиция РАН, призванная исследовать состояние местных грунтов. В её ходе учёные Научного центра изучения Арктики, Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН и Института нефтегазовой геологии и геофизики имени Трофимука СО РАН изучили температуры в толще вечной мерзлоты. Ценнейшие данные, полученные исследователями, ещё будут тщательно анализироваться; однако уже сейчас можно констатировать: вечная мерзлота прогревается ниже так называемого яруса годовых теплооборотов, т.е. ниже линии, где сезонные температурные колебания (как считалось ранее) уже не проявляются. По словам главы Научного центра изучения Арктики, за 30 последних лет на глубине 10 метров температура многолетнемерзлых грунтов повысилась на два-три градуса по Цельсию. В общем, климат в Арктике меняется, и нам необходимо внимательно отслеживать эти изменения.

Федеральная власть сообщает: правительство определило концессионера, который осуществит строительство угольного терминала «Лавна» в рамках Мурманского транспортного узла. По словам вице-премьера М. Акимова, таковым станет ООО «Лавна» – дочернее предприятие Государственной транспортно-лизинговой компании (ГТЛК). Следует отметить, что родное государство понесёт лишь часть расходов: компания-концессионер создавалась с частным участием, а её устав предусматривает возможность привлечения не только отечественных, но и иностранных инвестиций. На данный момент проект концессионного соглашения уже разработан и внесён в правительство. Теперь ждём конкретного правительственного решения, но, думаю, за этим дело не станет.

Ну а работа над подготовкой к сооружению Северного широтного хода продолжается. Сегодня федеральное правительство опубликовало своё распоряжение, которым санкционирует заключение концессионного соглашения с ООО «СШХ» на финансирование, строительство и эксплуатацию железной дороги «Обская – Салехард – Надым». А это значит, что зелёный свет долгожданному проекту СШХ дан.

Александр Стоцкий

далее в рубрике