Сейчас в Архангельске

01:32 4 ˚С Погода
18+

Арктика сегодня: методы стимулирования, ВИЭ и всесезонная навигация

10 октября, 2019 | 22:56

Арктика сегодня: методы стимулирования, ВИЭ и всесезонная навигация
Продолжается работа над поиском новых рецептов стимулирования экономической активности за Полярным кругом. С инициативой выступил федеральный Минфин: его руководство предлагает осуществлять льготирование новых проектов на шельфе нашей Арктики через механизмы налога на добавленный доход. Однако, как полагают в министерстве, для начала необходимо выстроить единый режим применения и администрирования как этого налога, так и преференций по нему. В целом, системная работа по улучшению условий хозяйственной деятельности в АЗРФ не стоит на месте, и это замечательно.

Китай с интересом присматривается к возможностям нашей страны в сфере выработки электроэнергии в полярных регионах. По словам представителя Национальной энергетической компании КНР в России О. Сяомина, особо перспективен диалог в области атомной и ветровой энергетики. В частности, Россия и Китай могли бы сотрудничать в развитии ветроэнергетических ресурсов в высоких широтах как для наращивания суммарной выработки электроэнергии, так и для постепенного отхода от использования ископаемых видов топлива.

СМП готовится к тому, чтобы стать круглогодичной магистралью. Как все мы понимаем, любые разговоры о возможной «всемирно-исторической» логистической роли Севморпути останутся разговорами ровно до тех пор, пока навигация на этом маршруте не утратит свой сезонный характер. В свою очередь, этого не произойдёт, покуда не появятся технические возможности для проводки судов и обеспечения безопасности их плавания в любое время года. И если о шагах по решению первой задачи люди более-менее осведомлены — ледоколы строятся, а мы об этом регулярно пишем, — то о второй пока мало что (было) слышно. Тем примечательнее следующая новость: согласно новой программе судостроения для АЗРФ, к 2024 году Морская спасательная служба получит 16 судов ледового класса, которые будут развёрнуты в акватории Северного морского пути.

Конкурсы на их строительство будут объявлены в марте следующего года, а первые суда Морспасслужба рассчитывает увидеть в строю к 2021 году. Всего в новых реалиях на Севморпути будут работать два ледокола, осуществляющие круглогодичное дежурство в двух опорных точках (в районе Певека и Карских ворот), а еще три ледокола будут нести арктическую вахту с мая до середины декабря. Кроме того, в каждом порту круглогодично будет находиться от одного до трех судов-буксиров усиленного ледового класса. Безо всякого преувеличения можно утверждать, что это — очень значимый шаг в направлении обеспечения реальной всесезонной навигации по СМП.

Александр Стоцкий
далее в рубрике