АРКТИКА СЕГОДНЯ: международное сотрудничество, транспорт, экология

30 Марта, 2018, 23:45
АРКТИКА СЕГОДНЯ: международное сотрудничество, транспорт, экология

Несмотря на реалии большой политики, Россия и Норвегия не только не сворачивают своё сотрудничество в Арктике, но и развивают его. Сегодня стали известны сроки заключения соглашение между двумя государствами о проведении сейсморазведки на шельфе Баренцева моря и СЛО. С российской стороны проект соглашения было одобрено в прошлом году, а подписать его планируют летом. Чем оно нам интересно? Тем, что наши страны смогут координировать свои усилия по поиску углеводородов, залегающих на шельфе: судам обеих сторон, оснащённым сейсмическим измерительным оборудованием, будет разрешено пересекать границу и производить разведку. Как видим, общность интересов в Арктике настраивает на прагматический лад и способствует сглаживанию острых углов в отношениях.

Над развитием международного сотрудничества – в этот раз со странами АТР – работает и «Атомфлот». Безопасная и бесперебойная доставка сжиженного природного газа с арктических месторождений России в страны Азии и Тихого океана была названа одним из важнейших приоритетов деятельности этой компании. Ещё один приоритет – обеспечение потребностей Севморпути, которые, как мы уже знаем, уже растут и будут расти дальше. С этими целями «Атомфлот» продолжит строительство новых ледоколов. Так, по планам, флот предприятия будет пополнен серией ледоколов на сжиженном природном газе мощностью 40 МВт, двумя универсальными атомными ледоколами (в дополнение к уже строящимся) и тремя атомоходами типа «Лидер». Наращивание «транспортных мускулов» позволит нашему стратегическому полярному перевозчику и далее сохранять безраздельное лидерство на ледовых трассах. Тут уместно отметить и ещё один немаловажный аспект: все эти суда будут, что называется, «экологически чистыми», то есть ориентированными на предельную минимизацию ущерба для хрупкой арктической природы.

Кстати, об экологичности. Любопытное начинание собираются осуществить в нацпарке «Русская Арктика». По словам директора заповедника, в течение этого года парк перейдёт на энергоснабжение с... солнечных батарей. Вот казалось бы: это же Арктика, там полярная ночь, а днём и солнца почти нет, какие солнечные батареи? Однако решение руководства заповедной территории о переходе на энергию солнца основано на практическом опыте: начиная с 2015 года, в нацпарке экспериментировали с различными возобновляемыми источниками энергии и в процессе обнаружили, что солнечные батареи – это хороший, реально работающий вариант. В общем, теперь самая северная точка России, Земля Франца-Иосифа, будет снабжаться электроэнергией, полученной от солнечного света. А в нашей Арктике, в свою очередь, станет ещё чуточку чище.

Александр Стоцкий

далее в рубрике