АРКТИКА СЕГОДНЯ: наши ледоколы – наше будущее

19 Июня, 2018, 21:44
АРКТИКА СЕГОДНЯ: наши ледоколы – наше будущее

Процесс подготовки к запуску проекта «Лидер» идёт. Как я уже неоднократно упоминал, вопрос этот очень важен не только для СМП, не только для Арктики, но и для нашей страны в целом: наличие в атомном флоте России «Лидера» может стать ключевым козырем нашего влияния во всём арктическом регионе. Это прекрасно понимают и на высших этажах государственного управления, и в судостроительной отрасли. Свидетельством тому – конкретная работа по определению верфи, которая выступит исполнителем проекта. По словам вице-премьера Ю. Борисова, представители правительства, «Атомфлота» и профильных КБ в ближайшее время оценят имеющиеся судостроительные мощности и в течение июля сделают окончательный выбор. Собственно, основных кандидатов на роль исполнителя два: это санкт-петербургский «Балтзавод» и дальневосточная «Звезда».

Выбор это, прямо скажем, непростой. «Балтзавод» – старое предприятие с традициями и опытными инженерными кадрами, однако слово «старое» тут имеет и негативный оттенок: производственные мощности частично подлежат модернизации, да и задержки сдачи судов в его недавней истории случались. К тому же, «Балтзавод» плотно загружен заказами, справится ли вовремя? «Звезда» – ультрасовременный судостроительный завод, изначально заточенный под крупнотоннажные суда и имеющий новейшее оборудование. Недостаток: эта верфь ещё не достроена, и когда это случится, пока неизвестно (хотя по планам это должно произойти уже в ближайшей перспективе). Чтобы прочувствовать всю сложность задачи, добавьте сюда ещё проблему определения смежников и субподрядчиков, которые будут изготавливать отдельные узлы, а также организацию оптимальных логистических цепочек между ними. В общем, по своим местам всё расставят представительная инспекция и комплексный расчёт плюсов и минусов обоих вариантов.

 Но не «Лидером» единым. Руководство ОСК и правительство согласились на том, что четвёртому и пятому ледоколам серии 22220 – быть. Они нужны стране не менее нашего гиганта – именно на их плечи ляжет масса «рутинных» арктических дел. Предполагаемый срок их сдачи заказчику – 2025 и 2026 годы. Кстати, тут вопрос исполнителя, можно сказать, ясен изначально: первые три судна этого проекта сооружаются именно на упомянутом выше «Балтзаводе», вот ему и карты в руки.

Александр Стоцкий

далее в рубрике