АРКТИКА СЕГОДНЯ: новое министерство и Арктическая железная дорога

17 Декабря, 2018, 21:32
АРКТИКА СЕГОДНЯ: новое министерство и Арктическая железная дорога

Полку арктических административных игроков прибыло. Сегодня глава Якутии Айсен Николаев заявил о создании новой структуры в составе республиканского правительства – Министерства по развитию Арктики Республики Саха (Якутия). По словам руководителя региона, действующий госкомитет РС(Я) по делам Арктики оказался непригоден для решения масштабных задач: его деятельность по факту ограничилась регулированием рыбной ловли и оленеводства. Новообразованное ведомство будет заниматься комплексным развитием северных территорий. В частности, оно возьмёт на себя координацию всех проектов в республиканской части АЗРФ. Первое поручение – разработка отдельной программы по комплексному развитию Арктики, которая должна быть подготовлена в кратчайшие сроки.

Это, кстати, может оказаться опытом, вполне заслуживающим внимания. Якутия – крупный арктический субъект с большой вовлечённостью в ключевые повестки АЗРФ. На неё приходится немалая часть СМП (в частности, там расположен важный арктический порт Тикси) и заметный участок северной речной транспортной инфраструктуры, обслуживаемый Ленским объединённым речным пароходством. Там находятся значительные ресурсы, освоение которых будет прогнозируемо нарастать, – так, идёт работа над развёртыванием проектов, «цепляющихся» за Западно-Анабарский лицензионный участок, богатый углеводородами; на очереди – инвестпроекты по производству концентрата редкоземельных металлов, оловоконцентрата и т.д. Продвигается выстраивание Северо-Якутской опорной зоны, одной из ведущих инициатив которой является сооружение Жатайской судоверфи под нужды арктической логистики. При этом якутский Север, как и практически все остальные наши «севера», испытывает серьёзное социальное давление – люди уезжают, «проседает» коммунальное хозяйство. В общем, предмет регулирования вполне себе присутствует, есть что координировать и чем заниматься в арктической части региона. С этой точки зрения, введение нового органа выглядит вполне оправданным. И как знать, возможно, РС(Я) удастся сделать то, что пока не удаётся толком провернуть на федеральном уровне, – выстроить работающую систему управления развитием арктической территории. В любом случае, желаем в этом удачи.

И к новостям соседей. Скандинавы продолжают рассматривать проект новой арктической железнодорожной развязки, которая должна соединить северную часть Финляндии и Норвегии с ЕС. По свежим данным, рабочая группа в составе представителей обеих стран в январе обнародует отчет с предложениями по дальнейшим этапам и графику осуществления проекта Арктической железной дороги. Маршрут, по которому пройдёт новая железная дорога, пока не выбран, но фаворитом является вариант «Оулу-Рованиеми-Киркенес». Проект этот для нас интересен по разным причинам, но прежде всего потому, что он создаёт дополнительные логистические возможности в этой части Арктики. Уже сейчас понятно, что освоение АЗРФ будет двигаться по восходящей, оттуда будет идти всё увеличивающийся поток грузов, в т.ч. в западном направлении (а с какого-то момента может подключиться и транзит), поэтому любое расширение транспортного коридора на ЕС объективно соответствует нашим интересам.

Александр Стоцкий

далее в рубрике