Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

АРКТИКА СЕГОДНЯ: новые цели для СМП и арктическая реформа в Норвегии

АРКТИКА СЕГОДНЯ: новые цели для СМП и арктическая реформа в Норвегии
1 Марта, 2018, 22:39
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Наш излюбленный тезис «транспортная инфраструктура – ключ к Арктике» неожиданно получил поддержку с самого верха. Президент взял, да и поставил задачу: до 2025 года нарастить объём грузоперевозок по СМП в 10 раз, т.е. до 80 млн тонн в год. Спору нет, задача амбициозная, а целевая цифра несколько перекрывает прогнозные показатели (те же ежегодные 80 млн тонн, но на 5 лет позже – к 2030 году), но имею надежду, что всё у нас получится.

Для того, чтобы президентская установка воплотилась в жизнь, надо будет решить несколько проблем. Ключевая из них – обеспечение круглогодичной навигации по СМП, что требует существенной модернизации всей соответствующей инфраструктуры (прежде всего, портовой) и постройки новых ледоколов. Однако всё это, как ни крути, собирались делать и без президентского послания, а теперь – сделают и подавно.

Кстати, о модернизации портов. Сегодня прошла интересная информация о ходе строительства терминала «Чайка» на Диксоне, предназначенного для перевалки угля с местных месторождений. «Чайка» станет первым глубоководным угольным терминалом в российской Арктике: планируется, что он сможет принимать суда дедвейтом до 76 тыс. тонн с классом ледовых усилений Arc4. Сдать новый порт собираются к 2019 году. Терминал изначально планируется круглогодичным, а его годовая мощность составит 10 миллионов тонн. Или, иными словами, 1/8 от целевого показателя, заданного президентским посланием. В общем, имею стойкое ощущение, что к 2025 году план «даёшь 80 млн. тонн в год» будет перевыполнен.

Небезынтересные вещи происходят и у наших соседей по Арктике. Я, в данном случае, не о белых медведях, а о норвежцах. В Норвегии завершились переговоры о слиянии двух полярных регионов – Финнмарка и Тромса. Новое административно-территориальное образование унаследует от Финнмарка российско-норвежскую границу и сотрудничество с Мурманской областью в рамках Баренц-региона. Кроме того, правительство страны обещает отнести к ведению региона дополнительные полномочия по определению арктической политики Норвегии. Это хороший знак: власти Финнмарка всегда были известны установкой на диалог с Россией, а если в ходе текущего укрупнения их роль в выработке общегосударственного внешнеполитического курса вырастет (как это обещает Осло), то можно надеяться и на улучшение российско-норвежских отношений в целом.

Александр Стоцкий

Комментарии