АРКТИКА СЕГОДНЯ: о будущем Севморпути

27 Ноября, 2018, 21:34
АРКТИКА СЕГОДНЯ: о будущем Севморпути

Министерство энергетики ожидает взрывного роста перевозок на СМП, его превращения в важную международную магистраль и, соответственно, формирования вокруг Севморпути крупного центра экономического роста. По словам замминистра П. Сорокина, драйверами этой трансформации должны стать следующие факторы: развитие в нашей Арктике отрасли СПГ, разработка шельфа и наращивание мощностей отечественного судостроения. Как полагают в министерстве, о фактическом возникновении такого очага развития можно будет вести речь после того, как производство СПГ за Полярным кругом достигнет целевого показателя в размере 100 миллионов тонн в год.

Логика министерства понятна: коль скоро добычу углеводородов и прочих ресурсов в Арктике необходимо развивать (а я скажу, что этому пути буквально нет альтернативы, поскольку доступные запасы российских нефти и газа, находящиеся в более южных широтах, неуклонно снижаются), то нужно делать это максимально слаженно, системно и масштабно, чтобы как можно больше снизить издержки и повысить рентабельность. А это значит, что вокруг СМП – основного пути вывоза добытых ресурсов – необходимо выстроить мощную инфраструктуру, способную обеспечить соответствующий грузопоток, а также регулярный и безопасный характер перевозок. Ну а если эта инфраструктура неминуемо (ибо иначе, повторюсь, из всей затеи с генеральным освоением Арктики ничего не получится) возникнет, грех ей не воспользоваться в целях перехвата хотя бы части международного коммерческого грузооборота. Собственно, и «перехватывать» ничего не надо будет – сами придут. А почему нет, если навигация на СМП будет всесезонной, безопасной и предсказуемой, а сам маршрут при этом объективно короче традиционного? Лично я считаю, что, при прочих равных, так и получится. Конечно, не завтра-послезавтра, а когда упомянутая обеспечивающая инфраструктура будет сооружена и отлажена.

Александр Стоцкий

далее в рубрике