Арктика сегодня: переформатирование СШХ-2 и организационные искания

Однако для того, чтобы двинуть проект, этого оказалось недостаточно. Сроки поджимают: по плану развития инфраструктуры СМП, к 2023 году между Бованенково и Сабеттой уже должна быть запущена одноколейная трасса. Поэтому было принято решение "перезапустить" процесс, реорганизовав его на условиях концессии с участием кого-то из "грандов" (в качестве потенциальных партнёров рассматриваются "Газпром" и "РЖД"). В целом, движение по данному проекту есть, и это не может не радовать.
Как все мы помним, совсем недавно вновь всплывала тема создания научно-образовательного центра по Арктике: профильный вице-премьер потребовал организовать такой НОЦ в кратчайшие сроки. Да, это действительно важный шаг, который должен быть сделан как можно скорее. В то же время, реализовать его мешают некоторые объективные трудности. Одна из них носит принципиальный характер: если по-простому, Арктика слишком большая и разная, чтобы уместиться в центре внимания только одного научного центра.
С точки зрения климата, географии, демографии, логистики и экономики у нас в Арктике, грубо говоря, две разных зоны -- Восточная и Западная. Поэтому, возможно, имеет смысл организовать и два НОЦ, имеющих разные "сферы ответственности". За восточную часть могла бы отвечать Якутия, за западную -- например, консорциум интеллектуальных активов Архангельска и Мурманска. Да, для этого придётся пересмотреть изначальные планы, не исключено -- перекроить финансирование. Это потребует и дополнительных административно-бюрократических "телодвижений". Однако разве научный прогресс по изучению АЗРФ не важнее?
Александр Стоцкий
публикации по теме
Подписка оформлена, спасибо!
далее в рубрике