АРКТИКА СЕГОДНЯ: правила для шельфа, развитие СМП и мурманский экофорум
Госдума приняла в третьем чтении поправки к 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Суть изменений сводится к отмене безаукционного принципа выдачи разрешений на право пользования участками недр федерального значения, расположенными на континентальном шельфе. Теперь для того, чтобы получить лицензию на разработку шельфа, добывающая компания должна будет выиграть конкурс. Это интересная новость, скажу я вам. Нововведение полезно не только само по себе, – с практикой раздачи лицензий по усмотрению компетентных органов всяко пора было кончать, – но и в том конкретном смысле, что оно позволит создать правовые пути решения споров вокруг того, какая именно компания будет разрабатывать те или иные месторождения на шельфе. Без столкновений интересов там не обходилось, и вот теперь их (столкновения), к нашей общей радости, можно будет преодолеть.
В профильных министерствах продолжается работа по согласованию сводного плана развития Севморпути, проект которого был не так давно подготовлен Минтрансом. В целом, план призван инвентаризировать ресурсы и прописать магистральные направления деятельности госаппарата и частных игроков, необходимые для выполнения задач, поставленных главой государства по СМП. Ключевой такой задачей, как мы помним, является выведение этой арктической артерии к 2024 году на показатель грузооборота в размере 80 млн тонн. На данном этапе план предполагает обеспечение грузопотока за счёт мощностей шести основных арктических портов и развития 19 крупных проектов (как государственных, так и частных) за Полярным кругом.
В Мурманске начал свою работу VII экологический форум «Охрана окружающей среды и устойчивое развитие северных территорий». Событие значимое – со всей России и из-за рубежа на него съехались более 200 представителей экспертного сообщества, крупных недропользователей, общественных и природоохранных организаций. Наша «ПОРА» там тоже представлена, да. Главная забота у участников мероприятия одна – сформулировать пути устойчивого развития в Арктике, ведущие к росту благосостояния людей при сохранении природного богатства региона.
Александр Стоцкий