АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: приоритеты добычи, перспективы СМП и новые концессии
Несмотря на летний сезон, традиционно ассоциирующейся с отдыхом и отпусками, жизнь в нашей Арктике бурлит. Неделя принесла целый ворох новостей, основные из которых мы с вами сейчас и рассмотрим.
Смена акцентов. Минприроды выстраивает государственную политику в сфере добычи углеводородов в АЗ РФ таким образом, чтобы стимулировать разработку трудноизвлекаемых запасов нефти (ТРИЗ) на материке, а шельф приберечь «на потом». Новый законопроект, внесённый министерством в кабмин, ориентирован на то, чтобы поощрить усилия игроков отрасли по добыче нефти баженовской свиты. В то же время, Минприроды заявило, что со снятием моратория на выдачу новых лицензий по арктическому шельфу придётся повременить. В общем, сначала – ТРИЗ, а шельф – попозже.
Пионерский переход. Российский филиал Maersk объявил о планах отправки из Владивостока в Санкт-Петербург контейнеровоза. Новость не была бы сенсационной, если бы не одно «но»: судно должно – впервые в истории – пойти по СМП, а не через Суэцкий канал. В ходе перехода будет оцениваться безопасность коммерческого судоходства и, вообще, потенциал СМП как транзитной магистрали. Это – важный шаг в направлении реального (а не только на словах) превращения Севморпути в международную транспортную артерию, тем более ценный, что делается он по инициативе крупного мирового перевозчика.
Арктический грузооборот. По данным Росморречфлота, с января по июль 2018 г. грузооборот арктических портов увеличился на 6,7% и составил 45,63 млн т. Не считая каспийских портов (где трафик в абсолютных цифрах невелик, но при этом растёт значительными темпами), это – лучшие показатели в России.
Новости мерзлотоведения. Учёные РАН завершили экспедицию на Гыдан, задачей которой было измерение температур в местных грунтах. Исследования показали, что температура вечной мерзлоты на глубине 10 метров выросла за последние 30 лет на 2-3 С°, а это значит, что мерзлота прогревается ниже отметки годовых температурных колебаний.
На шаг ближе к «Полюсу». В петербургском ААНИИ начались модельные испытания ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». С их помощью проектировщики выяснят свойства будущего судна и определят его оптимальную форму.
СШХ: есть концессия! Правительство одобрило заключение концессионного соглашения с ООО «СШХ» на сооружение железнодорожной ветки «Обская – Салехард – Надым». Значит, запуск работ по Северному широтному ходу, этому важному арктическому транспортному проекту, не за горами.
«Лавна»: концессия есть, а рекорд – будет. По данным, озвученным руководством проекта Мурманского транспортного узла, угольный терминал «Лавна» станет самым глубоководным в России и сможет принимать суда водоизмещением до 150 тыс. т. Помимо этого, на строящемся объекте применены технологии, позволяющие предотвратить пыление угля при транспортировке, что добавит новому терминалу экологичности. Кстати, на этой же неделе определился и концессионер проекта. Им станет ООО «Лавна» – дочка Государственной транспортно-лизинговой компании. Государство планирует помочь строительству деньгами, а кроме того, концессионер, основанный с участием частного капитала, собирается привлекать зарубежное финансирование.
Блокчейн в грузоперевозках. Датская Maersk и американская IBM анонсировали запуск блокчейн-платформы TradeLens, предназначенной для отслеживания грузов. Итогом внедрения этого нового решения должно стать ускорение грузооборота. Датчане – частые гости в наших арктических портах, а дочка Maersk давно и успешно работает на нашем рынке, поэтому предположу, что подобное решение имеет все шансы на то, чтобы быть реализованным и в России.
Китайский дракон... Предприятия судпрома КНР приступили к сборке первого ледокола чисто китайского производства. Судно будет сдано в первой половине 2019 года, а в течение того же года отправится в экспедицию на Север.
...И наша «Арктика». Ходовые испытания нового ледокола проекта 22220 «Арктика» должны завершиться к концу следующего года. Это – финальная часть работ над этим атомоходом современной серии. Дальше – перебазирование на Мурманск и передача судна заказчику.
Олени и пастбища. Минприроды решает дилемму: как сделать так, чтобы и оленеводство развивалось, и пастбища при этом не истощались. А подобная угроза существует, – по данным учёных, в Арктике наблюдается явление перевыпаса. Чтобы эту угрозу снять, министерство планирует внедрять ротацию пастбищ, осуществлять контроль популяции, а также предлагает законодательные меры.
На этом и завершу, пожалуй. На следующей неделе новостей будет ещё больше. Поэтому, как всегда, говорю вам: читайте нас, думайте об Арктике и помните – она прекрасна!
Александр Стоцкий