АРКТИКА СЕГОДНЯ: Севморпуть в центре внимания

19 Ноября, 2018, 20:23
АРКТИКА СЕГОДНЯ: Севморпуть в центре внимания

Минприроды заявило о необходимости повышения скорости коммерческого судоходства по СМП в азиатском направлении. Причина – потенциальное создание логистического «бутылочного горлышка» и, соответственно, возникновение угрозы замещения экспортируемых арктических углеводородов австралийскими и американскими на рынке Юго-Восточной Азии. Логика в такой постановке вопроса, безусловно, есть. Арктика богата природными ресурсами (по свежим данным, приведённым министерством, запасы газа на арктической территории по категории C1C2 составляют 55 трлн кубометров, нефти – 7,3 млрд тонн, конденсата – 2,7 млрд тонн, а в реальности эти показатели в разы больше), но их извлечение требует значительных усилий и затрат. Если «конвейер» системной доставки энергоносителей не заработает с достаточным темпом, то освоение этих ресурсов просто не будет востребовано. 

Что нужно сделать для того, чтобы маховик работы СМП раскрутился на полную мощь, – это хороший вопрос. Понятно, что, с технической точки зрения, для этого требуется улучшать навигацию, повышать качество и доступность связи, обновлять и расширять парк ледоколов, развивать порты и прочее. Однако, как представляется лично мне, для начала имело бы смысл добиться определённости с тем, кто и какими полномочиями обладает на Севморпути. А это – вопрос не к СМП, конечно же, а к правительству, Минтрансу, «Росатому» и прочим игрокам, которым всё ещё предстоит как-то согласовать свои интересы и пожелания и таки довести до ума формулу управления нашей арктической магистралью.

И ещё одна новость с Севморпути. Эту артерию постепенно осваивает ещё один транзитный оператор – датская судоходная компания Nordic Bulk Carriers. Недавно с интервалом в 6 дней по восточному участку акватории СМП прошли два сухогруза этой компании – Nordic Olympic и Nordic Oshima. Везли руду с месторождения Мэри-Ривер на Баффиновой Земле (это северо-восточная часть Канады). Не то чтобы это было каким-то прорывом – участок, по которому прошли сухогрузы, не особо велик, да и о сколько-нибудь постоянном характере этих перевозок говорить не приходится (хотя начальство компании заявляет, что в 2019 году её уда будут появляться на СМП чаще). Но, думая о путях развития Севморпути как транзитного маршрута, имеет смысл помнить и о том, что он может быть востребован и нашими североамериканскими соседями.

Александр Стоцкий

далее в рубрике