Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

АРКТИКА СЕГОДНЯ: шельф, новый фронтир на Новой земле и рационализация СМП

АРКТИКА СЕГОДНЯ: шельф, новый фронтир на Новой земле и рационализация СМП
16 Февраля, 2018, 23:12
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Как и предполагалось, проходящий в Сочи Российский инвестиционный форум продолжает поставлять арктические новости. Сегодня обсуждалось освоение российского шельфа, масштабное строительство на Новой Земле и перспективы дальнейшего развития СМП. Но обо всём по порядку.

Своего рода ответом на вчерашнюю информацию о (пока ещё) низкой доступности месторождений арктического шельфа России стало сообщение о масштабе усилий, прикладываемых ведущими госкорпорациями к тому, чтобы это дело поправить. Так, со слов главы Минприроды С. Донского, по итогам 2017 года суммарные расходы Газпрома и Роснефти на шельфовую геологоразведку достигли примерно 90 млрд. руб. Немаловажно, что этот темп будет сохраняться и далее: в нынешнем году ожидается сопоставимый порядок затрат на эти цели. О чём это говорит? О том, что будет расти исследованность арктических просторов, а с ней и экономическая отдача от природных богатств, скрывающихся на шельфе.

В центре внимания сочинского форума оказалось Павловское месторождение свинцово-цинковых руд, находящееся на Новой Земле. Оно явно обещает стать одной из фактических опорных зон экономического развития в Арктике. Почему? Во-первых, потому, что, как говорят геологи, оно находится на пятом месте в РФ по запасам цинка и свинца. А вот когда завершится строительство ГОК на о. Южный архипелага Новая Земля, и комбинат выйдет на проектную мощность, Павловское займёт второе место в России по объёму выпуска концентратов этих металлов. Во-вторых, освоение упомянутого месторождения (к слову, им будет заниматься Росатом) даст серьёзный толчок развитию арктической инфраструктуры. Так, под него планируется построить порт, способный принимать суда водоизмещением до 10 тыс. тонн, а также соорудить морской портовый комплекс с грузооборотом до полумиллиона тонн в год. Строить будут на условиях ГЧП, причём к этому делу собираются подключать и военных. К сказанному надо добавить, что (и это в-третьих) проект обещает быть весьма прибыльным. Уже сейчас власти Архангельской области рассчитывают, что налоговые поступления от проекта в течение первых 3-х лет работы составят примерно 10 млрд. рублей. Отмечу: это при льготном режиме налогообложения. Для нас же тут важно то, что благодаря данному инвестпроекту освоение Арктики сделает важный шаг вперёд.

И об СМП. Мы в ПОРА неоднократно говорили о том, что арктическая логистика – это ключ к присутствию человека в этом сложном регионе. Подобные соображения были озвучены и в Сочи. Так, по словам губернатора Архангельской области И. Орлова, СМП нуждается в оптимизации. Эксперты отмечают недостаток системности в эксплуатации северной транспортной инфраструктуры, что ведёт к перебоям и неэффективности, а значит и к потерям темпа освоения Арктики. А это недопустимо с точки зрения задач, стоящих перед нами в Арктической зоне. В общем, пришла пора для обстоятельного разговора на эту тему.

Александр Стоцкий, координатор программ ПОРА

Комментарии