АРКТИКА СЕГОДНЯ: СМП и космос

21 Января, 2019, 20:00
АРКТИКА СЕГОДНЯ: СМП и космос

Начнём с новостей Севморпути. Росморречфлот подготовил план развития нашей арктической водной артерии. Обновлённый проект плана-графика реализации (извините за тавтологию) федерального проекта «Северный морской путь» предусматривает вложение в развитие и поддержку СМП в 2019-2024 годах немалой суммы в 905,6 млрд рублей, 305 млрд из которых должно дать государство, а оставшиеся 600 млрд с небольшим – частный бизнес. Как предусматривает документ, «Росатому» в указанный период предстоит освоить 173,7 млрд рублей, Росморречфлоту – 226,5 млрд рублей; 235,9 млрд рублей заложено на реализацию нашего любимого проекта по созданию Северного широтного хода, а ещё 169,6 млрд рублей выделяется на мероприятия федеральной программы «Морские порты», связанные с повышением грузооборота Севморпути. Упомянутый план-график предусматривает, что к 2024 году грузопоток на этой магистрали составит 81,9 млн тонн. На этой неделе в Росморречфлоте пройдёт встреча с представителями заинтересованных сторон – профильных министерств, региональных властей, корпораций, – на которой проект плана-графика пройдёт обсуждение. Будем следить с интересом.

В продолжение темы. Минприроды поделилось информацией о структуре грузооборота на СМП. По данным министерства, 95% грузоперевозок по Севморпути на данный момент связано с вывозом продукции нефтегазового и горнорудного комплексов, а также обеспечением деятельности уже развёрнутых производств либо сооружением новых мощностей в арктическом макрорегионе. В оставшиеся 5% входит северный завоз и транзит грузов. Перекос в сторону регионального экспорта понятен: несмотря на наличие потенциала, который можно было бы капитализировать на рынке международных перевозок, СМП всё ещё остаётся слишком сложным маршрутом для того, чтобы всерьёз рассматриваться в качестве транзитного коридора. Однако, по моему скромному мнению, по мере наращивания портовой инфраструктуры, совершенствования системы навигации по СМП и его смыканию с «материком» через дополнительные транспортные узлы (вроде того же СШХ) ситуация будет меняться к лучшему.

И, кстати, о навигации. Наша космическая отрасль продолжает работу по улучшению мониторинга за арктической погодой. Как стало известно, первый спутник «Арктика-М», предназначенный для наблюдения за климатом и окружающей средой в высоких широтах, планируется вывести на околоземную орбиту уже в июне текущего года. «Арктика-М» будет непрерывно отсылать оперативную информацию о состоянии атмосферы и поверхности на полюсах Земли, что позволит нашим метеорологам повысить точность моделей при составлении краткосрочных прогнозов погоды и, в целом, лучше понимать происходящее в арктической «кухне погоды».

Александр Стоцкий

далее в рубрике