Арктика сегодня: СМП и рейтинги
По данным норвежцев, в прошлом году по Севморпути было перевезено 20,18 млн тонн грузов. В перевозке приняли участие 227 судов, сделавших 2022 рейса. Больше половины из них – танкеры и сухогрузы, а подавляющий объём грузов пришёлся на Ямальский полуостров. Согласно подсчётам Центра, транзит по СМП составил 491 тыс. тонн.
Это и близко не Суэц, конечно, но всё равно достаточно заметная (на арктическом фоне) цифра. По мнению норвежских специалистов, основной проблемой развития СМП именно как транзитной магистрали является сложная ледовая обстановка (и, соответственно, необходимость в услугах ледокольной проводки).
В то же время, если Россия сумеет обеспечить круглогодичную безопасную навигацию по данному маршруту, последний приобретёт высокую рыночную привлекательность, что позволит наполнить его транзитными грузами.
Это не последняя новость о Севморпути на сегодня. Тема арктической логистики вообще и СМП в частности находится в центре дискуссии в США. Тамошнее экспертное сообщество всерьёз обсуждает возможность заимствования нашего опыта в управлении арктическими водными магистралями.
Так, ряд специалистов рекомендует основать корпорацию по развитию морских путей, уполномоченную Конгрессом, которая смогла бы принять на себя роль инфраструктурного оператора в американской части Арктики.
В частности, предлагается поручить ей предоставление ледокольных и портовых услуг на коммерческой основе, а вырученные средства направить на наращивание ледокольного флота и навигационной инфраструктуры.
Национальный Центр ГЧП обнародовал рейтинг регионов России по развитию государственно-частного партнерства на 2018-2019 годы.
В топ-15 рейтинга вошли два арктических региона нашей страны – Красноярский край (13 место) и Ямало-Ненецкий автономный округ (15 место). Оба субъекта неплохо улучшили свои позиции за последние несколько лет.
Так, по итогам 2015 года Красноярский край занял в этом рейтинге 29-е место, а в 2016 – 15-е, тогда как ЯНАО – 40-е и 25-е соответственно.
Очевидно, значительную роль в улучшении ситуации сыграло расширение практики ГЧП на крупных арктических проектах.
Александр Стоцкий
далее в рубрике