АРКТИКА СЕГОДНЯ: СМП наращивает мускулы
Начнём наш выпуск с важных новостей из сферы администрирования АЗ РФ. Перестановки в виртуальном аппарате управления Арктикой продолжаются: В. Рукша, возглавлявший «Атомфлот», перешёл на должность заместителя генерального директора «Росатома», совмещённую с постом директора дирекции Северного морского пути (извините за тавтологию, но так уж атомщики это назвали). При этом упомянутую дирекцию, по факту, ещё только предстоит создать. Она будет заниматься реализацией государственной политики и стратегии развития СМП, управлять проектами, связанными с Севморпутём, а также руководить атомным ледокольным флотом и осуществлять поддержание соответствующей инфраструктуры. Как видим, помимо кадровых изменений, происходит формирование нового административного игрока, наделённого серьёзными арктическими полномочиями.
Тему Севморпути продолжает информация, поступившая из Мурманска. По свежим данным «Атомфлота», объем перевозки грузов по СМП под проводкой атомных ледоколов за последнюю зимне-весеннюю навигацию вырос по сравнению с прошлым сезоном почти вдвое – с 5,6 до 10,9 миллионов тонн. Атомщики констатируют изменение номенклатуры перевозимых грузов и увеличение тоннажа проводимых судов: всё большая часть загрузки приходится на СПГ и конденсат, транспортируемый газовозами водоизмещением до 80 тысяч тонн.
И ещё одна новость об СМП. «Внешэкономбанк» подтверждает свою готовность участвовать в финансировании целого ряда проектов по развитию нашей главной арктической транспортной артерии. Так, речь идёт о строительстве судов для Севморпути (танкеров, ледоколов и т.д.), модернизации и расширении инфраструктуры СМП, а также сооружении сети автомобильных и железных дорог, связывающих узловые пункты СМП с материком (особо в этом контексте был выделен СШХ). На данный момент продолжается работа (в сотрудничестве с Минэкономразвития и Минтрансом) по определению приоритетных проектов, которые могли бы получить средства ВЭБа в обозримом будущем. Это не может не радовать: коль скоро планы развития Арктики обеспечены живыми деньгами, за реальным воплощением этих планов дело не станет.
Завершим выпуск свежими данными по Северному широтному ходу. Стали известны прикидки в отношении грузопотока, который придётся на эту новую магистраль. Так, согласно данным РЖД и администрации ЯНАО, прогнозируемый объём перевозок по СШХ составит 23,9 млн тонн грузов в год. Предполагается, что основным грузом транспортного коридора станет газовый конденсат.
Александр Стоцкий