Арктика сегодня: СМП, шельф и социалка

28 Октября, 2019, 21:25
Арктика сегодня: СМП, шельф и социалка
Сегодня в парламенте состоялись слушания, посвящённые подготовке ключевого документа по нашей Арктике – стратегии развития АЗРФ до 2035 года. На вопросы депутатов отвечал глава арктического направления профильного министерства (а это у нас Минвостокразвития) А. Крутиков. В ходе общения был озвучен ряд интересных тезисов, которыми я бы хотел поделиться с вами.

СМП. Прежде всего, хотел бы отметить заявку на новый подход к этой магистрали. Министерство рассматривает вариант продления Севморпути: в обновлённом варианте он будет проходить от Мурманска до Камчатки. При этом функции единого оператора СМП (это «Росатом») должны будут распространяться на весь этот трансрегиональный путь. Новая транспортная артерия получит название Северного морского транспортного коридора. Важный нюанс. СМТК – будем потихоньку привыкать к этому названию – рассматривается министерством как перспективный международный транзитный маршрут. Для начала его планируется сделать достаточно безопасным, предсказуемым и устроенным с точки зрения логистики, а с 2030-х годов будет развёрнута работа по занятию ниши на рынке больших международных перевозок. Чтобы повысить конкурентоспособность СМТК на начальном этапе, арктическое руководство считает возможным государственное субсидирование транзитного судоходства. Впрочем, чтобы увидеть первые результаты, не обязательно дожидаться 30-х годов. По словам А. Крутикова, уже начата проработка проекта создания регулярной контейнерной линии между Мурманском и Петропавловском-Камчатским.

Особый режим. Проект закона об особом экономическом режиме в Заполярье согласован, и до конца года он будет внесен в Госдуму. Новый экономический режим должен заработать уже в следующем году.
Шельф. Законопроект о доступе частных и зарубежных компаний к нераспределенному арктическому шельфу будет представлен на общественное обсуждение в течение месяца. Основные разногласия преодолены, документ выходит на финишную прямую.

Социалка. Больная для нашей Арктики тема получила достаточно подробное освещение. Проблемы, в общем-то, известны, – население АЗРФ сокращается; проблемы и вызовы существуют в таких сферах, как качество и стоимость жизни, транспортная доступность, связь, социальные услуги и т.д. Но настрой в министерстве серьёзный: если проблемы есть, их надо решать. А. Крутиков озвучил примерную стоимость усилий по «закрытию» основных острых вопросов, – потребность в финансировании до 2035 года оценивается в 350 млрд рублей. Эти средства министерство хотело бы получить из налоговых поступлений от реализации новых проектов в Заполярье.

В общем, слушания прошли продуктивно – участники внесли целый ряд предложений, а тема Арктики и её устойчивого развития вновь была поднята на высоком уровне. Это тоже важно: АЗРФ – это один из ключевых наших регионов, от которого чем дальше, тем больше зависит наша экономика и безопасность, и регулярно напоминать об этом всем и каждому (и в особенности – людям, принимающим решения) необходимо.
далее в рубрике