Арктика сегодня: СМП, Томтор и антропогенная нагрузка

28 Июня, 2019, 19:15
Арктика сегодня: СМП, Томтор и антропогенная нагрузка
Сегодня в Токио, как вам уже, наверное, известно, стартовала встреча в формате G20. Появление темы Арктики на саммите «Большой двадцатки» было практически неизбежным – уж очень это трендовый и важный для нашей (и не только) страны вопрос. Отметился «Росатом»: как стало известно, атомщики сделали японцам ряд интересных предложений по участию в проектах развития СМП.

От себя скажу, что логика тут у наших двоякая. Во-первых, японцы – активные и сильные игроки на мировом рынке логистики и транспортных услуг, поэтому есть немалый практический смысл в том, чтобы привлечь их к работе над превращением Севморпути во всесезонную магистраль. Во-вторых, думается, тут не обошлось и без соображений геополитического и геоэкономического плана. Японское присутствие в наших арктических транспортных проектах могло бы диверсифицировать эти партнёрства, тем самым, с одной стороны, уравновесив китайских товарищей, а с другой стороны, способствовав снижению прессинга со стороны США. В любом случае, в Токио эту идею восприняли «на ура». Что не может не радовать.

Работа над подготовкой к освоению Томторского месторождения (Якутия) не стоит на месте. В недрах Томтора скрывается более 150 миллионов тонн руды с высоким содержанием оксидов ряда редкоземельных элементов, в том числе ниобия, тербия, иттрия и скандия. Чтобы начать разработку этого весьма перспективного месторождения, требуется определённость в важном вопросе: куда и на каких условиях пойдут добытые ресурсы. Пока что предполагается вывозить их через порт Хатанга, что на Таймыре (Красноярский край). По словам представителей краевых властей, соответствующее решение по транзиту должно быть принято в течение этого года.

И о новостях арктического туризма. Как известно, экотуризм (а тем более арктический) – это прекрасно, но его главной характеристикой всё-таки должна быть устойчивость, то есть, в нашем случае, такое состояние, при котором и посетители довольны, и природоохранные объекты целы. Поиском этого баланса озаботились в нацпарке «Русская Арктика»: в этом сезоне учёные исследуют антропогенную нагрузку на охраняемые территории Земли Франца-Иосифа и подсчитают предельно допустимое число туристов, которых сможет принять заповедник. В тех случаях, когда отдельным островам архипелага нужно будет время на восстановление, турпоток будет переориентироваться на другие объекты.

Александр Стоцкий
далее в рубрике