АРКТИКА СЕГОДНЯ: защита морской среды, СПГ и транспорт для Заполярья

2 Октября, 2018, 21:23
АРКТИКА СЕГОДНЯ: защита морской среды, СПГ и транспорт для Заполярья

Сегодня во Владивостоке началось заседание Рабочей группы Арктического совета по Программе защиты арктической морской среды (ПАМЕ). В её работе участвуют делегации государств-членов Арктического совета и наблюдатели от стран, не входящих в АС (Польши, Франции, Южной Кореи, Китая и Японии), а также представители НПО. Заседание посвящено серии важных вопросов, касающиеся развития судоходства в Арктике. Так, участники обсудят проблемы использования тяжелых сортов топлива в арктических водах, борьбы с загрязнением полярных акваторий мусором с судов, снижения подводного шума и другие вопросы. По итогам планируется принятие проекта поправок к Конвенции МАРПОЛ с целью адаптации последней к арктическим реалиям. В общем, как я неоднократно говорил, прагматическое сотрудничество в Арктике – один из наименее политизированных участков наших международных отношений. И это радует.

Минэнерго сегодня презентовало своё видение развития отрасли СПГ в России. По мнению министерства, это весьма перспективное направление, поэтому его имеет смысл развивать. Отрадно, что основной вклад в рост отрасли должны сделать арктические месторождения РФ, – прежде всего, ямальские, которые смогут выдавать к концу 2030-х годов примерно по 80 млн тонн сжиженного газа и газоконденсата в год. Среди ведущих перспективных проектов – 4-я линия «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2», «Арктик СПГ-3» и завод СПГ на Штокмановском месторождении в Баренцевом море.

И о транспорте для Арктики. ОСК заявила о готовности спроектировать и построить круизные суда для путешествий по высоким широтам. Маркетологи корпорации рассматривают рынок российского полярного туризма как весьма и весьма прибыльный в будущем: по их прикидкам, он способен приносить примерно 5 млрд долларов в год (!) Грех под такое дело не разработать круизное судно. В свою очередь, «Вертолёты России» намереваются изготавливать вертолёты для работы на СМП и, вообще, на арктическом побережье. Спектр задач у них широкий – от доставки людей и грузов на морские объекты и ледовой разведки до экстренной медицинской эвакуации и аварийно-спасательных работ. Как видим, Арктика – это новые рабочие места, притом не только в добывающем сегменте, но и в высокотехнологичных отраслях.

Александр Стоцкий

далее в рубрике