Арктика в День российского кино
Сегодня – День российского кино. Ровно сто лет назад, 27 августа 1919 года, был принят декрет о национализации кинодела в России. В этот день мы вспоминаем лучшие художественные фильмы, связанные с северной, арктической темой.
Таких лент в ХХ веке было немало: история полярных исследований киногенична. Во-первых, северная экзотика – отличный фон для любого сюжета. Во-вторых, север – это всегда испытание характеров, порой – на грани жизни и смерти.
Кинематографисты (в основном – мастера документального жанра, но и некоторые мэтры игрового кино) участвовали во многих арктических экспедициях и по праву считались истинными полярниками. Эта традиция продолжается и в наше время.
На севере снимали и эпические кинополотна, и детективы, и лирические истории… Общий тон – патетический, но – не без юмора. И вот какие картины приходят на ум.
СЕМЕРО СМЕЛЫХ, 1936
С этого фильма начинались многие громкие арктические биографии. С него начинается и наш обзор. Режиссёр Сергей Герасимов показывал красоту и благородство опасной работы полярных исследователей и затягивал, звал на Север.
Сюжет хрестоматиен. На зимовку в Арктику прибывают шесть исследователей во главе с опытным путешественником Ильёй Летниковым. Среди них – молодая женщина, врач Женя Охрименко. Cедьмой полярник пробрался в экспедицию «зайцем». Это Пётр Молибога, сразу ставший любимцем публики. Ведь его играл молодой Пётр Алейников – комик всенародного обаяния.
Съёмки проходили на подлинной полярной станции в бухте Тихая. «Мы, актёры, как будто не играли свои роли, а на самом деле были теми молодыми полярниками, кому выпала честь оказаться в числе отобранных из большого количества кандидатов для поездки на зимовку», - вспоминал актёр Андрей Апсолон.
В 1936 году романтическая мечта о Севере, как говаривали в те времена, овладевала массами. Герасимов превратил мечту в остроумный и душевный фильм, который не выветрится из памяти. Ведь само понятие «семеро смелых» стало знаковым.
ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ, 1941
Из вереницы фильмов о полярных лётчиках эта история о Чкалове на особом счету. Фильм получился энергичный – под стать герою. И знаменитый трансполярный перелёт – хотя и снимался, конечно, в павильоне, показан впечатляюще. Летчики покоряют Северный полюс, прорываются в Америку – и режиссёр Михаил Калатозов создаёт атмосферу важного, ключевого исторического свершения. Гордость за страну зрители «Валерия Чкалова» ощущали не по разнарядке.
Заглавную роль сыграл знаменитый мхатовский Чичиков – артист Владимир Белокуров. Вообще-то он славился «отрицательным обаянием», но для роли недавно погибшего всенародного любимца нашёл в своей палитре тёплые краски. Удивительно надёжный получился у него летчик – хотя и рисковый. Да и внешне его трудно отличить от Чкалова. Стопроцентное попадание и крепко сколоченный фильм.
ДВА КАПИТАНА, 1955
Этот популярнейший роман экранизировали дважды. Второй раз – для телевидения, в многосерийном формате. Но мне по душе ленфильмовская версия. Это не пересказ романа «в движущихся картинках». Cценаристы основательно перекроили книгу – и за это самые преданные и педантичные поклонники каверинского романа нещадно их критиковали. Но именно поэтому и получилось настоящее кино. А как достоверно жили в кадре актёры! Евгения Лебедева, который сыграл подлеца Ромашова, возмущённые кинозрители не раз собирались поколотить. Так трудно было отделить от него образ Ромашки! Полярные сцены режиссёр Владимир Венгеров снял с особенным изяществом. Ему достаточно пяти секунд, чтобы набросать образ противоречивый и полнокровный. Невозможно забыть радость Сани Григорьева, нашедшего в снегах экспедицию капитана Татаринова. И белое пространство под крыльями самолёта так же притягательно, как мечта капитана Григорьева.
ДОРОГА, 1955
Суровый север не раз становился живой декорацией для приключенческого кино. «Дорога» Александр Столпера – пожалуй, лучший образец этого жанра. Фильм куражный, с чередой актёрских открытий – начиная с уморительно смешного Евгения Леонова, для которого «Дорога» стала полноценным дебютом.
Лыжные погони, автомобильные трюки на льду, гротескные драки и, конечно, шпионы, на редкость самонадеянные. Есть на дороге и чекист – разумеется, рыцарь без страха и упрека. Но разрушает планы врагов не он. Гораздо важнее оказались коллективные усилия добропорядочных покорителей Севера – геологов, шофёров, музыкантов, учёных и даже одного торгового работника! Самого опасного шпиона элегантно сыграл признанный мастер этого дела Владимир Кенигсон, который даже Сталинскую премию получил за роль «врага».
А вообще-то детектив на снегу – это прекрасно.
НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ, 1967
Многое совпало в этом фильме: первый и, на мой взгляд, самый удачный сценарий Владимира Валуцкого. Актёрские находки Михаила Кононова и Алексея Грибова, которые, кажется, родились для этих ролей. Наконец, режиссура Виталия Мельникова, для которого «Начальник Чукотки» стал дебютным полнометражным фильмом.
Фильм по праву считается российской киноклассикой. Сюжет вроде бы традиционный для советского времени: комсомолец Алёша Бычков – образец бескорыстия, он намерен приобщить жителей Севера к завоеваниям революции («Люди голода и холода, а с нынешнего дня — граждане социалистической Чукотки!» - с такой речью он обращается к аборигенам), а заодно помочь советской власти золотом, которое американцы платят за пушнину. Его антипод Храмов – представитель отжившего «старого мира», плутоватый и скуповатый. Но это лишь заданные правила игры. Фильм получился живой и куражный – на редкость удачная смесь приключенческого кино, комедии и героики с неожиданными ходами и тонкой иронией. Герою – который нисколько не похож на супермена – пришлось совершить кругосветное путешествие, чтобы доставить деньги в Петроград. Но, выполнив свой долг, он возвращается на Север. Там его сокровище, его призвание.
Снимали Чукотку на Кольском полуострове и, как ни странно, в Крыму. Не зря кинематографисты говорят, что на крымских берегах можно воспроизвести любую натуру. Фильм полюбили не только критики и коллеги. Он и в прокате собрал многомиллионную аудиторию, и на телевидении оказался не лишним.
ОТ СНЕГА ДО СНЕГА, 1968
Север – это не только громкие подвиги, о которых следует повествовать в патетическом духе. Анатолий Преловский написал историю о девушке, которая работает на северной метеостанции, ищет себя. Получилась сказка о Золушке, которая ищет и находит принца. И не где-нибудь, а на полярной метеостанции, быт которой показан в фильме Юрия Петрова в лирическом ключе. Хотя ситуация там складывается жутковатая. Неопытная хрупкая героиня – как Робинзон, не просто выживает в одиночестве на необитаемой станции, но и исправно посылает на Большую землю необходимые данные. Подвиг? Фанфар не слышно. Петров показывает обыденное, но удивительно существование на метеостанции. Главную роль Надежда Романина сыграла так, что не сочувствовать этой девчонке трудно.
Негромкий фильм не забыт, хотя его почти не показывают телеканалы. «От снега до снега» можно посмотреть на youtube.com. И, по-моему, стоит посмотреть.
КРАСНАЯ ПАЛАТКА, 1969
Воспоминания о фильме начинаются с незабываемой музыкальной темы Александра Зацепина, которую, к сожалению, не услышали зарубежные зрители «Красной палатки». В «экспортной» версии звучали другие ноты, куда менее выразительные. За этот фильм режиссёр Михаил Калатозов взялся уже в ореоле мировой славы – после таких знаменитых картин, как «Летят журавли» и «Неотправленное письмо».
Одиссея экспедиции генерала Нобиле показана подробно и темпераментно. Запоминается лётчик Борис Чухновский в исполнении молодого Никиты Михалкова – настоящий герой, готовый даже ценой гибели во льдах выполнить поставленную задачу. Сам Борис Григорьевич Чухновский – ветеран полярной авиации – видел этот фильм, как и многие другие участники спасательной экспедиции.
Это был беспрецедентный для 1969 года международный кинопроект. Напомню, что в 1968 году Советский Союз провёл операцию по «принуждению к социализму» в Чехословакии – и отношения нашей страны с Западом перешли в очередную фазу напряжения. И всё-таки фильм сняли «на высшем уровне». Для итальянцев история спасения экспедиции Нобиле во все времена – в сфере особого внимания. И сама премьера состоялась в Риме 24 декабря 1969 года. Зал устроил овацию старику Нобиле, который даже пытался общаться с кинематографистами по-русски.
От кинозвёзд на белом снегу рябило в глазах. Даже список авторов сценария впечатляет. Кроме режиссера Калатозова – Юрий Нагибин, итальянец Эннио де Кончини, которого в России хорошо знают по «Разводу по-итальянски» и «Спруту», британец Роберт Болт, на счету которого – целая коллекция разнообразных премий, включая «Оскар».
Немало эпизодов Калатозов снял в настоящей Арктике, на Земле Франца-Иосифа, в окрестностях станции Бухта Тихая. Помогал кинематографистам знаменитый полярный лётчик Валентин Аккуратов. Получал зарплату наравне с киношниками и специально приглашённый бывалый полярный охотник на медведей. Правда, в экстремальных арктических съемках из иностранных актёров участвовали лишь двое смелых итальянцев.
Какая Арктика без открытий и рекордов? Известно, что артисты Ваннукки, Банионис и Марцевич на съёмках «Красной палатки» впервые в истории мирового кино прошли перед профессиональной кинокамерой художественного фильма, расположенной на 81-м градусе северной широты.
Конечно, случались и «нештатные ситуации». Однажды на съёмках переломилась льдина, на которой успели построить декорации, и актёрам пришлось полтора часа томиться на льду в ожидании вертолёта. Самые впечатлительные уже простились с жизнью. Но всё обошлось без жертв и разрушений.
БАЛЛАДА О БЕРИНГЕ И ЕГО ДРУЗЬЯХ, 1970
Эту картину сняли по сценарию Виктора Шкловского – знатока всего и вся, который немало сделал для сохранения памяти об экспедициях Беринга. Картина начинается с его вступительного слова. Режиссёр Юрий Швырев – тоже фигура занимательная. Он был известен не только фильмами, но и философскими изысканиями. Увлекался китайскими мыслителями и русской историей.
Закономерно, что фильм получился нестереотипный. Всё завязывается, в соответствии с исторической правдой, с завещания умирающего Петра, который не походит на триумфального императора из советской киноклассики. Фильм увлекает. Явственно ощущается перенапряжение тех месяцев, когда Беринг, Чириков, Овцын и их соратники шли вперёд, не считаясь с опасностью. В роли Беринга блеснул латышский актер Карлис Себрис, правдоподобно сыгравший датчанина на русской службе. Чирикова и Овцына представили русские актёры, как будто выкованные из стали петровских времен – Игорь Ледогоров и Юрий Назаров. Мужество, лишения, целеустремлённость – основные мотивы этого фильма. Получилось не фальшиво. Фильм о путешествии в неизвестность, о невыносимо трудной работе, которую вытянули наши далёкие предки в XVIII веке.
ЗЕМЛЯ САННИКОВА, 1973
Этот фильм ретиво критиковали, да и было, за что. Ни сценаристы, ни режиссёр не сумели полноценно переложить на язык кино образцовый фантастический роман Владимир Обручева. Один из авторов сценария – Марк Захаров – признался, что вообще не читал Обручева… Несколько раз менялась концепция фильма: поначалу режиссёры делали ставку на «звёздный дуэт» Владимира Высоцкого и Марины Влади. Высоцкий вжился в роль бесшабашного авантюриста Крестовского – и даже написал специально для фильма «Земля Санникова» несколько песен. Получился настоящий исповедальный монолог – «Кони привередливые». И такая песня не вошла в фильм! Кроме «Коней», для «Земли Санникова» Высоцкий написал «Белое безмолвие»:
В итоге эти песни получили известность вне связи с фильмом, а вместо Высоцкого роль человека с гитарой сыграл Олег Даль. Причём ни Даля, ни других исполнителей центральных ролей решительно не устраивала режиссура молодых Альберта Мкртчяна и Леонида Попова.Наше горло отпустит молчание,
Наша слабость растает, как тень, -
И наградой за ночи отчаянья
Будет вечный полярный день!
И всё-таки популярный фильм о самой загадочной северной легенде не провалился: в прокате его посмотрели более 40 миллионов кинозрителей. А главное, что Александр Зацепин и Леонид Дербенёв в итоге написали для этого фильма две замечательные песни, одну из которых нельзя не процитировать:
Снимали «Землю Санникова» в Долине Гейзеров на Камчатке. Оператору Михаилу Коропцову удалось показать загадочные горизонты таинственной земли. Претензии – только к сценарию и режиссуре, все остальные создатели картины оказались на высоте.Призрачно всё в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.
ГЕОРГИЙ СЕДОВ, 1974
Трагическая судьба бесстрашного полярного исследователя волновала и волнует всех, кто неравнодушен к истории покорения Арктики. Семён Нагорный писал о Седове с 1930-х, а фильма по собственному сценарию дождался только в 1974-м. Съёмки главным образом проходили в Архангельске, в Белом море.
Актёр Игорь Ледогоров играл Седова с внутренним, глубоко спрятанным надрывом. Путешественник, в интерпретации Ледогорова, заранее знает, что идёт на смерть. Тем величественнее его подвиг. Гибель Седова кинематографисты показали тактично, возвышенно. Мы видим его уже почти обессиленного, но ещё могучего. Он движется вперёд, раскинув руки. А потом просто в кадре нет Седова. Только бьют в глаза бесконечные снега, прекрасные и неумолимые. Это сильнее утробного натурализма.
Думаю, мы недооценили этот фильм. Он достоин большего зрительского внимания – как и бессмертный подвиг Седова.
ЧЕЛЮСКИНЦЫ, 1985
Удивительно, что к этой культовой для советского времени и эффектной во все времена теме кинематографисты обратились только в середине 1980-х. Получился фильм фундаментальный, хотя и не самый увлекательный. В роли «богатыря Поколен Бороды» Отто Юльевича Шмидта снялся долговязый, сутуловатый Александр Лазарев, сыгравший ершистого учёного и путешественника без сусальной идеализации. В фильме есть недосказанность. Кажется, режиссёр Константин Ершов намеренно стремился уйти от канонов и штампов приключенческого жанра и не рассчитывал на массовую аудиторию. Он пытался снять фильм-размышление. Получилось не вполне. Но попытка была благородная, как и миссия челюскинцев.
Этот фильм завершил полувековую кинолетопись освоения Севера. Но она продолжается и будет продолжена. Не сомневаюсь, что новый достойный внимания фильм об Арктике будет создан в России. С помощью наших атомных ледоколов и полярной авиации. Иначе и быть не может.
Автор: Арсений Александрович Замостьянов, зам. главного редактора журнала «Историк».