Сейчас в Мурманске

06:24 4 ˚С Погода
18+

Арктика в фокусе внешней политики Швейцарии: север ближе, чем кажется

Швейцария получила статус наблюдателя в Арктическом совете в 2017 году, а уже в 2019 году представила общее направление арктической политики. Также в скором времени правительство Швейцарии готовится презентовать свою первую Белую книгу, в которой будут обозначены цели, задачи и направления деятельности в Арктике. 

Арктическая геополитика Швейцария
Анастасия Чаленко
17 октября, 2021, 09:30

Арктика в фокусе внешней политики Швейцарии: север ближе, чем кажется
Фото: Patrick Robert Doyle / Unsplash


По мере того, как Арктика становится объектом экономических и политических интересов различных мировых акторов, а транснациональные корпорации раньше своих конкурентов стремятся «закрепить флаг» и, следственно, свое влияние, климатические и антропогенные изменения в регионе плавно распечатывают природные кладовые, которые еще до недавнего времени были надежно скрыты в вечной мерзлоте. Решение новых потенциальных вызовов возлагается непосредственно на плечи стран-членов и стран-наблюдателей Арктического совета. 

Швейцария получила статус наблюдателя в Арктическом совете в 2017 году, а уже в 2019 году представила общее направление арктической политики. Также в скором времени правительство Швейцарии готовится презентовать свою первую Белую книгу, в которой будут обозначены цели, задачи и направления деятельности в Арктике. 


Научно-исследовательские инициативы 

Приводя аргументы в пользу вступления в Арктический совет в статусе наблюдателя, Швейцария предварительно обозначила основные аспекты собственной вовлеченности в дела Арктики с точки зрения науки, права и природных характеристик. Так, швейцарский ландшафт, как и арктический, был сформирован ледниковыми периодами; он состоит из горных хребтов, содержащих множество ледников. Соответственно, климат в горах, подобно арктическому, может быть довольно суровым, поскольку ставит перед людьми задачу адаптироваться в условиях меняющейся окружающей среды, меняя и формируя свою культуру. 

Научные исследования, проводимые Швейцарией в Арктике, берут свое начало в XIX веке и сегодня концентрируются на изучении геологических, геоэкологических, геофизических, ботанических, гляциологических характеристик региона. За последние десятилетия представители Швейцарии участвовали в более чем 50 проектах под эгидой Арктического совета и при участии непосредственно его членов. 

Швейцарский федеральный институт лесных, снежных и ландшафтных исследований (Swiss Federal Institute for Forest, Snow and Landscape Research) регулярно проводит исследования международного уровня по изучению атмосферных изменений, стихийных бедствий, состояния криолитозоны и горных экологических систем. Среди образовательных и научных учреждений, чья деятельность прямо или косвенно направлена на изучение Севера, можно отметить высокогорную исследовательскую станцию на Юнгфрауйохе, швейцарский Научно-исследовательский Центр «Институт имени Пауля Шеррера», Всемирную службу мониторинга ледников (WGMS) в Цюрихском университете и междисциплинарный Центр исследований климата и изменения климата Эшгера (OCCR) при Бернском университете. Швейцария также располагает научно-исследовательской станцией на острове Гренландия, которая является одним из форпостов для осуществления полярного международного сотрудничества. Швейцарский комитет по полярным и высокогорным исследованиям предоставляет платформу для обмена опытом между учеными, участвующими в работе Международного арктического научного комитета (IASC), Международного партнерства в области изучения ледяных кернов (IPICS) и проекте «Климат и криосфера» Всемирной программы исследований климата (ВПИК). Стоит также сказать, что в Швейцарии проживает большое количество коллекционеров, которые являются хранителями ценных артефактов, найденных в Арктике. 


fuyu-yeo-Ak8qVn1ghmM-unsplash.jpg

Юнгфрауйох. Фото: Fuyu Yeo / Unsplash


Дипломатические инициативы и «добрые услуги» 

Процветание и стабильность в Швейцарии основаны на функционировании мировой экономики, на взаимовыгодных и доверительных отношениях между акторами, избегании различного рода барьеров и санкций, на свободном передвижении людей и товаров по суше и морю. Что касается расширения торговли в Арктике, то правительство Швейцарии повторяет преемственную европейскую риторику, то есть любые действия экономического характера должны сопровождаться усилиями по смягчению последствий изменения климата, сведению к минимуму добычи ископаемых ресурсов, особенно на спорных территориях, предотвращению разливов нефти и подобных бедствий.

Конечно, с точки зрения географической обусловленности, Швейцария слишком далека, чтобы быть «приарктическим» государством. Именно поэтому в своем видении арктической политики она опирается на дух сотрудничества и нормативный порядок во избежание геополитической напряженности. Картина, которую представляет нам правительство Швейцарии, несет в себе как раз те идеологические постулаты, которые провозглашались с началом институционального партнерства в Арктике. 

Стоит отдать должное Швейцарии за лидерство на международных переговорах в решении проблем изменения окружающей среды, истощения стратосферного озонового слоя и распространения загрязняющих веществ на высокогорные и полярные районы. Не будучи морской державой, Швейцария подписала и ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву; она также поддерживает строгие стандарты безопасности и выступает за решительные меры по борьбе с загрязнением арктических вод. 

Фактором активизации Швейцарии в Арктическом совете является разработка новых механизмов институционального взаимодействия. Так, прогнозируется создание новой рабочей группы, чья деятельность была бы направлена на развитие устойчивой инфраструктуры (и ее последующее обслуживание) и опиралась бы на опыт работы Швейцарии в условиях альпийской и ледниковой среды. При этом не должно рассматриваться чрезмерное количество второстепенных тем, которые препятствуют детальной оценке, прогрессу в решении конкретных проблем и предоставлении ощутимых результатов. 


31648022706_159c731929_k.jpg

Берн. Фото: UN Photo / Rick Bajornas / CC BY-NC-ND 2.0


«Геополитика в Арктике: коренные народы между фронтами»

Солидарный характер швейцарской дипломатии привел к активному отстаиванию прав коренных малочисленных народов на международных форумах. В научных кругах придерживаются мнения, что, будучи исконными распорядителями природных ресурсов, они лучше знают методы поиска баланса между экономическим развитием и защитой окружающей среды. Претензии коренных общин на их землю, право на самоопределение и право голоса часто игнорируются, но именно они несут бремя энергетического освоения Арктики и крайне зависимы от последствий изменений окружающей среды. 

3 июля 2021 года в Берне при поддержке Министерства иностранных дел Швейцарии и в рамках сотрудничества с Обществом по защите народов, находящихся под угрозой исчезновения (Gesellschaft für bedrohte Völker), Общественная организация «Polit–Forum Bern» провела несколько мероприятий под названием «Геополитика в Арктике: коренные народы между фронтами» (Geopolitik in der Arktis: Indigene zwischen den Fronten). В конференции также приняли участие представители долган и саамов из России. В ходе визита активисты также встретились с официальным представителем Швейцарии в Арктическом совете – Стефаном Эстерманом. Он, в свою очередь, указал на необходимость должной осмотрительности в области прав человека при реализации швейцарскими и другими компаниями производственной деятельности в Арктике. 



Стефан Эстерман. Фото: The Arctic Circle


Безопасность превыше всего

Швейцария настаивает на том, что геополитические и военные вопросы должны оставаться вне компетенции Арктического совета. Исключая такие варианты как НАТО, ввиду нарастающей конфронтации с Россией, и ОНН, ввиду слишком широкого круга охватываемых проблем, Швейцария может предложить альтернативный орган. Речь идет об Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), органе, который был создан для поиска консенсуса между Востоком и Западом. И хотя арктические вопросы исключены из его компетенции, поскольку существует практика их обсуждения в рамках двухсторонних и многосторонних переговоров, Швейцария рассматривает ОБСЕ как альтернативную и эксклюзивную платформу для решения вновь формирующегося узла противоречий. Аргументом служит то, что ОБСЕ не стремится к сокращению военного потенциала или военной деятельности, что нереалистично. Основное внимание сосредоточено на повышении прозрачности и предсказуемости в отношении возможностей и новых военных доктрин. 

За историю международных отношений Швейцария приобрела репутацию государства-посредника в решении международных споров, беспристрастного политического актора. Не исключено, что в будущей Белой книге, можно будет увидеть идеи о дипломатическом содействии на стыке правительств, экспертов, гражданского общества. В силу развития публичной дипломатии швейцарские кантоны могли бы развивать диалог с НКО и КМНС по вопросам сохранения территории, ресурсов, культуры. 


***

Анастасия Чаленко, специально для GoArctic

далее в рубрике