АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: арктические поручения, закон об СМП, северный завоз и многое другое

23 Декабря, 2018, 19:29
АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: арктические поручения, закон об СМП, северный завоз и многое другое

Ушедшая рабочая неделя была отмечена серией заметных инициатив, исходивших от исполнительной власти. Прежде всего, речь идёт о целом ворохе поручений, выданных премьер-министром главным арктическим министерствам и корпорациям по итогам совещания в Сабетте, прошедшего на прошлой неделе, а также о предложениях по северному завозу, поступивших от Минвостокразвития. В свою очередь, в Якутии объявили о создании республиканского министерства по Арктике, Совфед одобрил закон о Севморпути, а представители «Росатома» рассказали о ходе работ по выстраиванию новой административной реальности на нашей главной арктической артерии. Поговорим об этих и других новостях подробнее.

Эхо Сабетты. Во исполнение решений, принятых в ходе недавнего совещания по Арктике на Ямале, глава правительства дал ряд поручений профильным министерствам и ведомствам. Последние должны подготовить и внести в кабмин предложения по следующим вопросам:

  • формирование системы преференций для новых проектов, реализуемых в АЗРФ;
  • создание территории опережающего социально-экономического развития в границах Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края;
  • налоговые льготы для структур, участвующих в производстве оборудования для заводов по сжижению природного газа;
  • актуализация проекта развития СМП с учетом комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года;
  • включение проектов морских перевалочных СПГ-комплексов в Мурманской области и на Камчатке в комплексный план развития магистральной инфраструктуры РФ;
  • разработка плана мероприятий по реализации федеральных проектов «Северный морской путь» и «Морские порты России» на основе прогнозных данных по грузопотокам в восточной части СМП.

Северный завоз. Минвостокразвития выступило с рядом инициатив по северному завозу. Во-первых, было предложено создать отдельный нормативно-правовой акт для его регулирования, что позволило бы систематизировать управление завозом и восполнить связанные с этим пробелы в законодательстве. Во-вторых, было принято решение закрепить механизм северного завоза в качестве национального приоритета в нацпрограмме по социально-экономическому развитию Дальнего Востока. Шаги эти важные и нужные. Так и хочется сказать: «Давно пора!»

Арктическое министерство, пока только в РС(Я). В Якутии объявлено об учреждении регионального министерства по развитию Арктики, которое должно прийти на смену арктическому госкомитету при республиканском правительстве. Министерство возьмёт в свои руки координацию всех проектов в соответствующей части АЗРФ, а в краткосрочной перспективе – займётся разработкой программы по комплексному развитию Арктики.

Закон для Севморпути. Совет Федерации утвердил текст закона по СМП, принятого Госдумой. Теперь очередь за президентом. Неожиданностей здесь уже не будет, и, таким образом, «Росатом» официально превращается в один из основных центров влияния в нашей Арктике.

Нормы для СМП. В свою очередь, «Росатом» ведёт подготовку к своей новой роли инфраструктурного оператора Севморпути. В недрах корпорации продвигается разработка проектов подзаконных актов, призванных разграничить полномочия и прояснить процедурные моменты отношений между ключевыми административными игроками (прежде всего, между «Росатомом» и Минтрансом).

Дела атомные. «Росатом» намерен составить для правительства перечень российских территорий, пригодных для размещения малых атомных электростанций. Судя по всему, список возглавят арктические субъекты: именно там малые АЭС будут особенно востребованы.

Французские перспективы. Ряд французских компаний готов инвестировать в арктические проекты России. Такой вывод сделан по итогам заседания российско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам. Основной объект интереса французских корпораций в Заполярье – проект «Арктик СПГ-2».

Скандинавская арктическая. Финляндия и Норвегия продолжают работу над запуском проекта по строительству Арктической железной дороги. Окончательный маршрут новой артерии ещё не утверждён, но пока в лидерах вариант «Оулу-Рованиеми-Киркенес». В январе 2019 года рабочая группа в составе представителей обеих стран обнародует отчет с предложениями по дальнейшим этапам и графику осуществления проекта. Как и любое другое расширение логистических возможностей на выходе из нашей Арктической зоны, эту инициативу можно только приветствовать.

«Северный полюс». На «Адмиралтейских верфях» в Петербурге начали строительство ледовой платформы «Северный полюс», предназначенной для исследования Арктики. Известие радостное, ведь речь идёт о возобновлении практики дрейфующих станций, которая была свёрнута несколько лет назад.

Вот и всё, что я хотел вам рассказать о событиях этой недели. Жизнь в Арктике продолжается, и в понедельник нас ждут свежие новости из-за Полярного круга. Не пропустите их, читайте наши обзоры и помните: Арктика – это наше будущее!

Александр Стоцкий

далее в рубрике