АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: дела международные

8 Апреля, 2018, 17:05
АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: дела международные

Новостью уходящей недели стала публикация новой стратегии Великобритании в арктическом регионе. Руководящий документ в этой сфере, получивший название Beyond the Ice («За пределами льда»), очертил основные приоритеты Соединённого Королевства в Арктике.

Говоря об этом документе, прежде всего необходимо отметить его наступательный характер. Великобритания отчётливо заявляет о своих арктических амбициях невзирая на то, что географически она к региону не относится. Лондон твёрдо намерен обеспечить своё присутствие за Полярным кругом в политическом, военном и экономическом отношении. Последнее интересует британцев в нескольких аспектах. Великобритания рассчитывает на участие в эксплуатации живых и ископаемых ресурсов северных акваторий, а также на использование транспортных морских путей, проходящих по Арктике, актуальность которых будет возрастать по мере таяния льдов. В силу этого Соединённое Королевство объективно заинтересовано в максимальной интернационализации арктических вод, и к её усилиям, направленным на обеспечение этого, следует готовиться уже сейчас.

Новая доктрина служит ещё одним проявлением общей для последних лет тенденции: роста интереса к Арктике как кладовой природных богатств и перспективной транспортной артерии. К тому, что Арктика из периферии мировой политики, экономики и логистики будет постепенно превращаться в один из её центров, готовятся скандинавские страны. Норвегия и Финляндия инициируют масштабное строительство железнодорожной и портовой инфраструктуры под увеличивающийся арктический грузопоток. Параллельно Хельсинки делает ставку на дальнейшее развитие судостроительного комплекса, чем дальше, тем больше ориентируемого на производство ледоколов с целью удержания лидерства в этой востребованной отрасли. Наращивают своё военное и экономическое присутствие в регионе и арктические государства Западного полушария – США и Канада.

Характерно, что помимо арктических стран «свою» долю заполярного пирога желают заполучить и государства из-за пределов региона. Так, в начале года о своих претензиях на самостоятельную роль в Арктике громко заявил Китай. Интересы те же – доступ к природным и логистическим ресурсам арктических территорий. Теперь вот обозначила свои цели и Великобритания. Следует отметить, что одних «заявок» недостаточно: для проникновения в Арктику требуются соответствующие политико-дипломатические, финансовые и, что немаловажно, технические возможности. У обеих упомянутых неартктических стран эти ресурсы есть, что заставляет воспринимать их целеполагающие установки со всей серьёзностью.

Каковы последствия дальнейшего развития этой тенденции для России, для всех нас?

Вокруг Арктики формируется новая реальность. Уже сейчас можно говорить о том, что Арктика будет занимать всё более заметное место в мировой повестке дня. Экономическое и военно-политическое присутствие как арктических, так и неарктических игроков в регионе будет неуклонно нарастать, а вместе с ним будут расширяться как возможности сотрудничества, так и зоны возможного столкновения интересов.

Это создаёт для нас одновременно и новые вызовы, и новые возможности. С одной стороны, эта тенденция обещает приток инвестиций и технологий, поддерживающих усилия России по освоению Арктики. Экономика получит дополнительный толчок к развитию, который ощутит вся страна; по мере освоения региона будут решаться социальные и демографические проблемы Крайнего Севера. С другой стороны, наивно думать, что претенденты на пользование арктическими богатствами не будут пытаться потеснить Россию. В этом свете, России необходимо придерживаться сбалансированного подхода по выстраиванию арктических партнёрств, стремиться к уравновешиванию интересов различных игроков, практиковать (до известного предела) игру на противоречиях между ними. При этом мы кровно заинтересованы в том, чтобы сохранять мир и диалог в Арктике, примат национального суверенитета арктических государств, установку на максимальную деполитизацию арктических отношений.

Одних лишь дипломатических средств для защиты наших интересов недостаточно: Россия должна сохранять способность заставить считаться с этими интересами. В этой части имеются некоторые основания для оптимизма. В силу климатических и географических особенностей, в Арктике до сих пор многое упирается в способность осуществлять реальный контроль – контроль за территорией, водными путями, связью, инфраструктурой, логистикой. Исторически Россия – как «самое арктическое» государство мира – имеет тут значительное преимущество.

Однако на наследии прошлого нельзя ехать вечно, и очень хорошо, что сейчас немалые ресурсы общества, государства и экономики направляются на укрепление нашего присутствия в регионе и, соответственно, сохранение этого контроля. Отрадно, что Россия стала одной из первых стран, существенно активизировавшихся на арктическом направлении: это помогло перехватить инициативу и создать некоторый задел на будущее. Эту линию надо продолжать и в дальнейшем, – сохраняя за собой лидерство в арктических технологиях, демографическое и экономическое присутствие, мощную и постоянно модернизируемую инфраструктуру, а также способность противостоять силовым вызовам на Крайнем Севере, Россия будет прочно удерживать «ключ» от своей части Арктики в собственных руках. А одна из задач экспертов и общественности (а стало быть и нашей организации «ПОРА») заключается в том, чтобы поддерживать эти усилия и не дать этой важнейшей теме «затеряться», отойти на задний план.

Александр Стоцкий

далее в рубрике