АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: экономика и экология

18 Ноября, 2018, 14:27
АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: экономика и экология

Прошедшая рабочая пятидневка порадовала нас целой серией примечательных арктических событий. На этой неделе Мурманск собрал несколько тысяч представителей из двух десятков российских субъектов и десятка зарубежных государств, съехавшихся для участия в Международной мурманской деловой неделе. В центре обсуждения находились наиболее перспективные проекты Баренцева региона; говорили о новых инвестициях и перспективах развития нашей Арктики. И это было не последнее громкое событие, состоявшееся в Мурманске. Там же прошёл очередной, уже 7-й по счёту, форум на тему «Охрана окружающей среды и устойчивое развитие северных территорий». На мероприятии были представлены государственные структуры, серьёзные предприятия, работающие в Заполярье, природоохранные организации, эксперты, активисты и, вообще, все, кто так или иначе озабочен вопросами сохранения экологии Арктики. Наша «ПОРА», кстати, тоже приняла активное участие. Общий вывод: примирить задачи развития со сбережением природы вполне реально. А теперь – к другим, не менее важным, новостям ушедшей недели.

Поправки для шельфа. Госдума приняла в третьем чтении закон, вносящий поправки в 187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ» в части правил выдачи лицензий для добычи на шельфе. Согласно новым требованиям закона, для того, чтобы получить от государства разрешение на разработку шельфа, заинтересованная компания должна будет победить на аукционе. Принятие данного акта создаёт правовые механизмы для устранения конфликтов интересов основных игроков нефтегазового рынка, разблокируя тем самым потенциал нашего арктического шельфа.

Документация для «Лидера». Минпромторг объявил конкурс на выполнение ОКР по теме «Разработка разрешительной документации для строительства ледокола-лидера пр. 10510». Время окончания подачи заявок – 29 ноября 2018 года, дата рассмотрения заявок – 30 ноября 2018 года.

Баренцева дружба. Баренц-регион остаётся одной из наиболее благополучных точек диалога РФ и Запада. С этим мнением согласны как наши (именно в таком ключе на Мурманском бизнес-форуме высказался представитель российского МИДа), так и скандинавы. Последние, кстати, лоббируют взаимное снятие визовых ограничений с жителей Баренцева: люди должны свободно перемещаться по этому участку Арктики. До отмены виз ещё далеко, но работа по упрощению поездок через границу России и ЕС идёт полным ходом.

Триллион для Мурмана. Губернатор Мурманской области М. Ковтун озвучила данные по объёму инвестиций, которые регион получит до 2025 года. Сумма вырисовывается солидная – без малого триллион рублей. Основной поток капиталовложений пойдёт на 4 якорных проекта (Мурманский транспортный узел, центр крупнотоннажных морских сооружений, терминал перевалки СПГ и береговая база арктических проектов), в рамках которых в области будет создано более 24 тыс. рабочих мест.

Арктика будет высокотехнологичной. На неделе прозвучали сразу несколько инициатив по усилению научно-технической и, вообще, интеллектуальной компоненты экономики АЗРФ. Так, в Тюменской области началась работа над созданием межрегионального научно-образовательного центра. Его задачи – использование ресурсов Арктики, повышение эффективности добычи углеводородного сырья, развитие биоэкологических и социогуманитарных технологий. В свою очередь, в Якутии намерены организовать Арктический научный центр. Он будет создан на базе Северо-Якутской опорной зоны и займётся системными научными исследованиями в области естественных и социальных наук.

«Позеленевший» атом. Учёные КНЦ и специалисты Кольской АЭС представили совместную разработку, позволяющую сократить объёмы жидких радиоактивных отходов, вырабатываемых на АЭС, на два порядка, т.е. примерно в 100 раз. Это серьёзный прорыв в области экологизации атомной энергетики. На очереди – завершение НИОКР по сорбенту нового поколения, предназначенному для очистки ЖРО.

Пока добываем. Шахты АО «Интауголь», находящегося на стадии ликвидации, временно возобновили работу. По плану, выработка продолжится до следующей весны, после чего придётся вернуться к вопросу закрытия этого градообразующего предприятия.

Оленина для европейцев. Правительство РФ приняло решение о выделении финансов для программ приграничного сотрудничества, в т.ч. «Коларктик». В рамках последней были запущены два проекта с участием НАО и Финляндии. Их цель – обеспечить европейских потребителей качественной и полезной олениной, произведённой в округе.

Говорим об арктической логистике. У нас в «ПОРА» прошло заседание дискуссионного клуба на тему: «Развитие транспортно-логистической инфраструктуры АЗРФ». Вопрос актуальнее некуда, ведь не только освоение Арктики, но и банальное поддержание в ней человеческой жизни и деятельности напрямую зависит от состояния транспортной инфраструктуры региона. Подробности – в нашем релизе.

Такая вот выдалась у нас в Арктике неделя. Читайте наши обзоры, интересуйтесь арктической жизнью, берегите природу и думайте о развитии! До новых встреч!

Александр Стоцкий

далее в рубрике