АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: «Лидер», саммит, ВМО, наука и магистрали

16 Сентября, 2018, 21:28
АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: «Лидер», саммит, ВМО, наука и магистрали

Миновала ещё одна арктическая неделя. Примечательна она была, прежде всего, тем, что под её занавес поступила информация, имеющая огромную важность для АЗРФ и развития нашего присутствия за Полярным кругом. Речь идёт об официальном подтверждении того, что проект «Лидер» пойдёт в работу. Это была не единственная новость, связанная с арктической инфраструктурой: продолжается процесс вокруг запуска СШХ, наметились подвижки и по «Белкомуру», надолго пропадавшему с наших радаров. Имелись и другие новости, заслуживающие нашего внимания. Поговорим?

«Лидер»: начало. Из правительства сообщают: решён вопрос о финансировании создания супер-атомохода «Лидер». Всего будет сооружёно три таких ледокола. Также определены предприятия, ответственные за строительство: ими станут «Звезда» и «Балтзавод». В общем, старт этому важнейшему для нашей Арктики проекту дан.
Финны зовут на саммит. Финляндия продолжает будировать тему проведения арктического саммита. По словам представителей этого государства, вопрос участия согласован практически со всеми странами-членами Арктического совета. Что же, ждём официального объявления.

ВМО волнуется. Всемирная метеорологическая организация констатирует рост использования арктических акваторий в целях транспортировки грузов и людей. В этой связи её беспокоит низкая обеспеченность Арктики связью и средствами мониторинга погоды и природных явлений. Риск этот реально существует, и отрадно, что наша страна прикладывает реальные усилия к тому, чтобы модернизировать навигационную инфраструктуру региона.

РАН + Минприроды = сотрудничество. Академия наук и Минприроды заключили соглашение по совместному исследованию ресурсов Арктики, Антарктики и Мирового океана и совершенствовании государственной политики по освоению АЗРФ. По этому соглашению, стороны совместно определят наиболее важные направления изучения Арктики и будут сообща разрабатывать правовые нормы, касающиеся нашего Заполярья.

САФУ в НАО. В свою очередь, САФУ и НАО договорились о создании в Нарьян-Маре Заполярного образовательного центра. Центр будет давать образование (в т.ч. дистанционное) как местным, так и вахтовикам независимо от возраста.

СШХ: предстартовая подготовка. Несмотря на то, что решения правительства о начале строительства СШХ ещё нет, регион и инвестор готовятся к нему (строительству) самостоятельно. На данный момент ведутся работы по тестированию опор, предназначенных для моста, с которого начнётся сооружение СШХ.

«Белкомур»: признаки жизни. Руководство Поморья и федеральное правительство договорились о включении в стратегию пространственного развития РФ проекта «Белкомур». Проект потенциально интересный, но особых подвижек по нему долгое время не отмечалось. Теперь, очевидно, они появятся.

Японцы на Севере. Японская национальная корпорация по нефти, газу и металлам (JOGMEC) и «Новатэк» договорились о сотрудничестве в Арктике. Предполагается, что JOGMEC сможет принять участие в проекте «Арктик СПГ-2» и выстраивании логистики под экспорт СПГ из русской Арктики в страны АТР (и собственно в Японию). Параллельно на подобные темы идут разговоры и с китайцами.

Maersk на СМП. Контейнеровоз с грузом рыбы, принадлежащий Maersk, успешно прошёл по акватории СМП под ледовой проводкой. Стало быть, самая интересная часть маршрута позади. Теперь хотелось бы узнать, как специалисты и руководство компании оценивают этот опыт.

Китайский ледокол. В КНР знаковое событие – спуск на воду первого отечественного ледокола. После испытаний судно будет передано в эксплуатацию; скорее всего, это произойдёт в первой половине 2019 года.

Арктические гены. Ну а у нас в «ПОРА» прошло заседание Дискуссионного клуба, посвящённое такой малоизученной проблеме, как геномика за Полярным кругом. Говорили о научных достижениях в этой сфере, поднимали проблемы персонализированной медицины, обсуждали основные вызовы для здоровья человека на Крайнем Севере в разрезе генетики. 

Заканчиваю выпуск традиционным пожеланием – читайте об Арктике, интересуйтесь ею, переживайте за неё, болейте за наши новые успехи в её освоении и защите. И не забывайте, что там – наше будущее!

Александр Стоцкий

далее в рубрике