Сейчас в Мурманске

00:16 -9 ˚С Погода
18+

Арктика за неделю: «Лидер», «Столица Арктики» и «Арктик СПГ-1»

На этой неделе состоялось событие, которое, без преувеличения, можно назвать арктическим событием года: корпорация «Атомфлот» и верфь «Звезда» заключили контракт на строительство атомохода проекта 10510 (ЛК-120Я), широкого известного под названием «Лидер».

Александр Стоцкий
27 апреля, 2020 | 16:14

Арктика за неделю: «Лидер», «Столица Арктики» и «Арктик СПГ-1»
На этой неделе состоялось событие, которое, без преувеличения, можно назвать арктическим событием года: корпорация «Атомфлот» и верфь «Звезда» заключили контракт на строительство атомохода проекта 10510 (ЛК-120Я), широкого известного под названием «Лидер». Сумма контракта составляет 127,6 млрд руб., которые будут выделены из госбюджета. Ледокол мощностью 120 МВт должен быть введен в эксплуатацию в 2027 г. Атомоход сможет проламывать льды толщиной до 4,3 м, прокладывая коридор до 50 м шириной, и проводить караваны на скорости 10-12 узлов. Он станет головным судном проекта, в рамках которого, как предполагается, до 2033 г. будет сооружено минимум ещё два ледокола.

Проект «Лидер» длительное время был под вопросом — в его целесообразности высказывались сомнения, отсутствовало понимание того, где взять деньги на строительство, но, по счастью, все эти сложности были преодолены. Появление этого ледокола сформирует качественно новую реальность в высоких широтах, надёжно закрепив за Россией ведущую роль в освоении Севера.

А теперь — о других новостях недели.

«Столица Арктики». Единственная заполярная территория опережающего развития, расположенная в Мурманске («Столица Арктики»), готовится к приёму первых заявок от потенциальных резидентов. Среди них — «Новатэк-Мурманск», «МТП Лавна» и ООО «Порт Лиинахамари». Инвесторы собираются вложить в проекты, которые будут реализованы в формате данной ТОР, почти 140 млрд руб., создав в регионе 15 тыс. рабочих мест.

«Арктик СПГ-1». Федеральное правительство предоставило компании «Арктик СПГ-1» лицензию на разведку и добычу углеводородов на Бухаринском участке недр в Ямало-Ненецком автономном округе. Ресурсный потенциал участка оценивается на уровне 1,19 трлн м3 газа и 74 млн т жидких углеводородов, то есть, в общей сложности, 8,4 млрд бар. нефтяного эквивалента.

Нужна ли магистраль? Экспедиция РГО, отправившаяся в Арктику, продолжает свою работу. Участники полевого сезона РГО «Трансполярная магистраль» установили посты геотермического мониторинга в ЯНАО и Красноярском крае. Задача этих постов — помочь определить целесообразность прокладки железнодорожной линии «Коротчаево — Игарка — Норильск».

«Севморпуть» возит грузы. Контейнеровоз «Севморпуть», единственное в мире транспортное судно с атомной установкой, продолжает развозить грузы по Арктике. Он отправился из Мурманска к Земле Франца-Иосифа, куда он должен доставить около 14,5 тыс. т стройматериалов и автотехники для газовиков. Всего в течение апреля-мая будет проведено два таких рейса. Отрадно, что благодаря интенсивному освоению Арктики для «Севморпути» нашлась работа, что позволило спасти это уникальное судно от списания на слом.

Исследуем экосистемы в СЛО. Компания «Роснефть» планирует провести в течение 2020-2023 гг. восемь экспедиций в акватории Северного Ледовитого океана для исследования полярных экосистем. В экспедициях примут участие ведущие учёные из крупнейших российских исследовательских центров: Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, Арктического и антарктического научно-исследовательского института и Сибирского федерального университета. Желаем коллегам удачи!

ВИЭ в «Русской Арктике». Нацпарк «Русская Арктика», самая северная заповедная территория нашей страны, переключился на альтернативную энергетику. Солнечные батареи, развёрнутые в заповеднике, будут подавать ток на все объекты ООПТ в течение полярного дня. По словам представителей РАН, таким образом в «дневные», то есть летние, месяцы парк экономит до 2,5-3 т топлива. В планах — переход на использование ВИЭ в круглогодичном режиме.

Реконструкция дорог. В Архангельской области собираются обновить дорожное полотно. Как сообщается, уже в течение этого года власти региона дополнительно выделят 150 млн рублей на ремонт дорог. Это — правильный и своевременный шаг, ведь северная транспортная инфраструктура уже давно нуждается в реконструкции.

На этом прощаюсь до понедельника. Как всегда — оставайтесь с нами, оставайтесь дома, думайте о нашей прекрасной Арктике!

Александр Стоцкий
далее в рубрике