АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: мороз после тепла, проектирование законопроекта и деньги для СМП

1 Октября, 2018, 11:31
АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: мороз после тепла, проектирование законопроекта и деньги для СМП

Миновала ещё одна арктическая неделя. Принесла она немало разнообразных новостей. Прежде всего, конечно, хотелось бы упомянуть подвижки, наметившиеся по законопроекту об АЗРФ, – похоже, скоро будем знакомиться с текстом его очередной редакции. Помимо этого, на истекшей неделе климатологи остужали горячие головы, арктические игроки делились планами развития, а атомщики продолжали работу над своими арктическими проектами. А теперь обо всём этом – и многом другом – подробнее.

Потепление отменяется. Учёные Арктического и антарктического научно-исследовательского института представили данные комплексного прогнозного моделирования изменений климата за Полярным кругом. Согласно полученным результатам, начиная с 2030 года в Арктике начнётся похолодание. При этом, судя по всему, основной вклад в изменение температур в высоких широтах вносит не человек, а сама природа – идёт 70-летний климатический цикл, и происходящее вполне укладывается в его логику.

Законопроект скорее жив. По информации из Совфеда, правительство подготовит свою редакцию закона по АЗРФ к октябрю, после чего внесёт его в Думу. Станет ли это финальным эпизодом в уже четырёхлетней истории его разработки, узнаем этой осенью.

Цели «Росатома». По словам заместителя руководителя «Росатома» В. Рукши, главная задача корпорации на СМП – обеспечение круглогодичной навигации. Эта амбициозная цель будет достигаться путём строительства и ввода в эксплуатацию ледоколов новых проектов – 22220 и «Лидера».

Нашлись финансы. А вот значительная часть средств на сооружение этих атомоходов поступит от ВТБ: согласно проекту бюджета, государство профинансирует их создание лишь на треть. Чтобы покрыть эту потребность в деньгах, «Росатом» и ВТБ заключили соответствующее соглашение.

Планы Якутии. Новый глава Якутии озвучил приоритеты развития субъекта, среди них – повышение транспортной доступности, развитие Арктики и решение экологических проблем. Особое внимание уделено человеческому потенциалу: как и «ПОРА», А. Николаев считает, что главное в Арктике – это люди.

Малая авиация. СФ намерен обратить пристальное внимание на развитие малой авиации в АЗРФ. Сейчас в верхней палате парламента разрабатываются предложения по созданию каталога субсидируемых авиационных маршрутов, пролегающих в Арктике и на Дальнем Востоке. Кроме того, Совфед выступает за то, чтобы под арктическую авиационную логистику был создан современный отечественный самолёт.

Первый пошёл. Судно VENTA Maersk успешно прибыло в Петербург, выйдя из корейского Пусана 28 августа и пройдя по Севморпути. Ждём оценок компании-оператора, ведь именно ради этого – определения реализуемости и коммерческой привлекательности «полярного транзита» – всё и затевалось.

Роботы нам помогут! «Росатом» заказал разработку подводного робототехнического комплекса, ориентированного на добычу редких и трудноизвлекаемых металлов, залегающих на арктическом шельфе. За основу будут взяты наработки и заделы для комплекса «Арктика», созданного для освоения нефтегазовых месторождений.

Реактор для «Урала». С подольской площадки «Росатома» на «Балтзавод» был отправлен первый парогенерирующий блок, предназначенный для третьего атомохода серии 22220 «Урал». Строительство идёт по графику, и это радует.

...И для ПАТЭС. Спецы «Балтзавода» продолжают загрузку топливных сборок в реакторы плавучей АЭС «Академик Ломоносов». Напомню, что для этой цели им пришлось приехать в Мурманск: перспектива проведения данной операции в северной столице вызывала приступы паранойи у скандинавских экологов.

Теперь и в Бразилии. Арктический газ с проекта «Ямал СПГ» добрался до Бразилии. На неделе первая партия газа из нашего Заполярья достигла терминала в городе Баия.

Профессии будущего. Мы в «ПОРА» стремимся думать на перспективу – чтобы Арктика развивалась завтра, правильные решения надо принимать уже сейчас. Один из важных элементов стратегического планирования тут – выбор направления развития человека как главного актива нашей Арктики, как её центральной точки роста. На прошедшей неделе мы рассмотрели этот вопрос в ходе заседания нашего Дискуссионного клуба. Подробности – в релизе.

Такой вот выдалась эта неделя. Жизнь идёт и приносит новые события. О которых вы, как всегда, узнаете из наших ежедневных и недельных обзоров. Оставайтесь с нами, читайте нас и любите Арктику!

Александр Стоцкий

далее в рубрике