АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: обустраиваем СМП, готовим почву для лидерства, сотрудничаем с партнёрами

27 Мая, 2018, 21:02
АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: обустраиваем СМП, готовим почву для лидерства, сотрудничаем с партнёрами

Прошла ещё одна напряжённая рабочая неделя. В Арктике и вокруг неё происходили важные события: прошёл Петербургский экономический форум, на котором рассматривались значимые для Арктики начинания, вступило в силу соглашение Арктического совета о научной деятельности, были заявлены крупные инфраструктурные инициативы, продвигалась работа над проектом атомохода-гиганта «Лидер», ну и, конечно же, все мы отметили самый арктический праздник – День полярника. Перечислим же основные арктические новости.

Ставка на Арктику. Новый глава Минприроды заявил, что развитию Арктики будет уделяться более пристальное внимание. Цели – использование ресурсов АЗРФ в интересах всей страны и устойчивое развитие северных территорий. В качестве структуры, курирующей русскую Арктику в комплексе, новоназначенный министр рассматривает «Росатом», что может служить предвестником нового интересного «расклада» в системе администрирования АЗРФ.

«Лидер» ради лидерства. «Росатом» трудится над тем, чтобы проект супер-атомохода «Лидер» мощностью 120 МВт был всё-таки запущен в производство (кстати, по прикидкам «Росатома», к 2030 году для обеспечения устойчивой навигации на СМП должны работать всего 10-12 ледоколов, включая «Лидер» и несколько однотипных ему судов). Атомщики заявили, что будут просить Правительство принять конкретные решения по строительству арктического гиганта до конца этого года. При этом «Росатом» выдвинул свои предложения по финансированию «Лидера» и ещё двух судов-одноклассников «Арктики» и «Сибири»: деньги предлагается взять частично из ФНБ, частично – из негосударственных источников.

Негосударственные ледоколы. И ещё о ледоколах: «Новатэк» собирается заполучить собственные ледокольные мощности для обслуживания своих арктических проектов. Возможный поставщик судов – верфь «Звезда».

«Белкомур»: есть прогресс! Архангельская область и НАО готовы пойти на компромисс ради достижения реального продвижения по этому большому проекту. Как? Например, устранив возможную будущую конкуренцию между портом Архангельска и Индиги, а также найдя новые решения в сфере распределения прибыли от новых транспортных мощностей. При этом наметились перспективы в области финансирования этой инициативы: компания «Белкомур» и Евразийский банк развития договорились о сотрудничестве по привлечению синдицированного кредита в размере 278 млрд рублей. В общем, процесс пошёл, хотя сделать предстоит ещё очень немало.

Инвестор для МТУ. Конкурс на роль инвестора для Мурманского транспортного узла пойдёт 13 июня. С нетерпением ждём его результатов!

Интеллектуализация СМП. САФУ и «Софрахт» запускают Северный ситуационный арктический центр, который будет отслеживать, координировать и прогнозировать транспортные потоки на Севморпути. Ожидаемый эффект – рационализация логистики, экономия ресурсов и, как следствие, увеличение грузопотока по СМП.
Крылья и гусеницы. Для нашей Арктики готовится всё больше новой техники. Екатеринбургские инженеры запустили серийное производство арктических вездеходов, а «Вертолёты России» собираются адаптировать Ми-17 и Ми-38 под арктические нужды.

ВИЭ на Чукотке. Чукотский АО подтверждает курс на развёртывание распределённых автономных энергосистем, опирающихся на солнечную энергетику: в следующие пять лет в ряде удалённых районов будут сооружены гибридные электрические установки.

Фетисов на льду! Наш легендарный хоккеист В. Фетисов, недавно назначенный послом доброй воли ЮНЕП по Арктике и Антарктике, собирается провести хоккейный матч на Северном полюсе. Цель – привлечь внимание к вопросу климатических изменений за Полярным кругом. «ПОРА», конечно же, тоже участвует.

Дела международные. На неделе прибрежные страны СЛО (РФ, США, Канада, Дания и Норвегия) отметили 10-летие Илулиссатской декларации по защите и сохранению Арктики. Основной итог декады: несмотря на напряжение в отношениях между этими государствами, в Арктике между ними по-прежнему развивается конструктивный диалог. В то же самое время, началась реализация Соглашения по укреплению международного научного сотрудничества за Полярным кругом, заключённого годом ранее в рамках Арктического совета, – теперь научная кооперация будет продуктивнее.

Нужно ли нам Парижское соглашение? На этот вопрос пытались ответить наши эксперты, собравшиеся на заседание Дискуссионного клуба «ПОРА». Обсуждение показало, что однозначный ответ давать рано: требуется всесторонний анализ с учётом интересов добывающей отрасли России. Сохраняем интригу и готовимся ко второй части заседания клуба – теперь с участием нефтяников!

Вот такой вот морс из морошки. Оставайтесь с нами, читайте наши материалы, участвуйте в наших инициативах и помните об Арктике!

Александр Стоцкий

далее в рубрике