Арктика за неделю: развитие СМП, борьба с запретами и увеличение инвестиций

Александр Стоцкий
31 Декабря, 2019, 14:20
Арктика за неделю: развитие СМП, борьба с запретами и увеличение инвестиций
Последняя полная рабочая неделя этого года позади, а значит, нам пора подвести её итоги. Одним из ключевых событий уходящей недели стало утверждение главой федерального правительства плана развития инфраструктуры СМП на 15-летнюю перспективу. Ещё одна важная новость – апелляция России на запрет, наложенный ИМО на тяжёлое судовое топливо в Арктике. В высоких кабинетах много говорили о прорывных полярных проектах, а также об инвестициях в промышленное развитие нашей Арктики. Поговорим же обо всём этом подробнее.

План для СМП. Премьер-министр Д. Медведев утвердил план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 г. Документ носит проработанный и комплексный характер – он регламентирует конкретные меры во всех основных сферах, имеющих значение с точки зрения развития СМП, его дальнейшей трансформации в транспортный коридор мирового значения. В частности, планом предусматривается:
строительство 3-х атомоходов «Лидер» до 2033 г.;
повышение безопасности навигации, развитие служб спасения на СМП;
проведение дноуглубительных работ в акватории СМП;
реконструкция полярных аэропортов (таких как Амдерма, Певек, Черский, Кепервеем) и многое другое.

Запретить запрет. Россия выступила против решения ИМО наложить запрет на использование тяжёлого топлива в арктических акваториях. Ход грамотный – данный запрет, поспешно принятый организацией под давлением США, способен не только повредить нашему снабжению по СМП, но и помешать развитию заполярного транзита.

Современная модель. В правительстве была выработана консолидированная позиция по новой схеме работы на арктическом шельфе. Идёт подготовка проекта соответствующего закона, который будет доложен президенту в течение первого квартала 2020 г.

АРЧК в Арктике. Распоряжением правительства на наше Заполярье были распространены функции Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК). Преобразованная структура займётся привлечением работников в арктические проекты, а также прогнозированием потребности последних в квалифицированном персонале.

Удвоение инвестиций. Корпорация «Новатэк», реализующая в АЗРФ такие инициативы, как «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», собирается удвоить в 2020 г. объём своих инвестиций. Если ранее компания заявляла о планах вложить в течение следующего года АЗРФ порядка 185-200 млрд руб., то теперь речь идёт о 400-х млрд. Капиталовложения пойдут на дальнейшее развитие обоих упомянутых флагманских СПГ-проектов, а также строительство центра крупнотоннажных морских сооружений на Мурмане.

Господдержка инфраструктуры. По итогам заседания федерального правительства был принят ряд решений по выделению бюджетных средств на сооружение объектов, призванных обеспечивать перевозку газа, добытого и сжиженного в русской Арктике. В ближайшие годы государство поддержит строительство терминала «Утренний» для проекта «Арктик СПГ-2», расширение подходного канала, а также создание перевалочных комплексов СПГ на Камчатке и в Мурманске.

ТРИЗ – в оборот! Отечественные компании наращивают добычу трудноизвлекаемых запасов углеводородов (ТРИЗ). Так, 2019 г. Ачимовская толща дала 12 млн т нефтяного эквивалента; планом на 2020 г. предусматривается извлечение из недр не менее 14 млн т углеводородов.

Северо-Комсомольскому дан старт. «Роснефть» совместно с норвежской госкомпанией Equinor приступила к разработке Северо-Комсомольского нефтегазоконденсатного месторождения, одного из крупнейших в России по запасам высоковязкой нефти. Балансовые запасы этого месторождения составляют 0,7 млрд т нефтяного эквивалента, при этом извлекаемые запасы нефти оцениваются в 175 млн т, а газа – в 167 млрд кубов.

К отечественным газовозам. На верфи «Звезда» начались работы по подготовке к сооружению арктического танкера ледового класса Arc6 дедвейтом 69 тыс. т. Данное судно станет головным в целой линейке ледокольных танкеров, заказанных для наших арктических проектов.

Новые сплавы. НИТУ «МИСиС» с партнёрами разработал новое поколение сверхтвердых сплавов для горно-промышленного оборудования. Изготовленные из них инструменты и машины будут применяться для добычи полезных ископаемых в экстремальных условиях Арктики.

А на эту неделю и на этот год — всё. От себя лично и от всего дружного коллектива ПОРА поздравляю всех вас, мои уважаемые читатели, с наступающим новым 2020-м годом. Без преувеличения можно сказать, что грядущее десятилетие будет десятилетием Арктики, а значит — и временем новых успехов нашей страны на поприще её освоения. Оставайтесь с нами, следите за арктическими событиями вместе со мной, присоединяйтесь к проектам ПОРА!
далее в рубрике