АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: Севморпуть, атом, туризм и олени
Несмотря на праздники, то правило, что пока одни отдыхают, Арктика работает, остаётся в силе. Поэтому без новостей в эту «короткую» неделю мы не остались. Закон об СМП, атом в Арктике, туризм и оленеводство – такими были основные темы недели. Перейдём же к ним.
СМП. В Кремле обратили внимание на разногласия между «Росатомом» и Минтрансом по поводу законопроекта о Севморпути, обсуждаемого в Правительстве. Коль скоро ведомственные разночтения обнаружились и перешли в публичную плоскость, пришлось реагировать Президенту. Вот он и потребовал, чтобы стороны остановились на каком-то варианте, учитывающем все интересы. Стало быть, мяч пока что опять на поле Правительства. Ждём.
Дела атомные. Неделя была отмечена появлением целого вороха новостей из этой сферы.
Во-первых, продолжается буксировка плавучей АЭС «Академик Ломоносов», предназначенной для Певека. Сейчас ПАТЭС ведут в Мурманск на загрузку топлива. Процедура примечательна тем, что вызвала настоящий фурор в Скандинавии (и в целом по Евросоюзу): «Ломоносов» прямо-таки «перепугал» экологов и общественных активистов. На самом деле, конечно, бояться европейцам нечего, – в нынешнем своём виде ПАТЭС ничем не опаснее обычной баржи. Но пиар – это святое, поэтому в европейских СМИ стоит шум, гам и тарарам. Зато теперь о проекте плавучих станций, которыми «Росатом», кстати, планирует приторговывать на мировом рынке, не знает только ленивый. Так что пиар – он в обе стороны пиар.
Во-вторых, на днях завершились ледовые испытания дизель-электрического ледокола «Илья Муромец», предназначенного для Северного флота.
В-третьих, появились подвижки по атомному ледоколу «Арктика», строящемуся на Балтийском заводе: специалисты закончили достроечные работы и перешли к швартовным испытаниям. Этот момент примечателен не только сам по себе (ещё один ледокол для нашего Севморпути!), но и потому, что «Арктика» является головным судном всего проекта 22220, т.е. целого семейства новейших атомоходов. На данный момент Балтзавод сооружает ещё два таких же – «Сибирь» и «Урал», а это значит, что каждый новый этап в жизни «Арктики» приближает их сдачу и выход на маршрут.
Арктический туризм. Как известно, практика – критерий истины. Солидарное мнение экспертов «ПОРА» о том, что туризм в Арктике не только возможен, но и должен целенаправленно превращаться в один из драйверов роста АЗ РФ, находит подтверждение. В Мурманской области подсчитали баланс турпотока и выяснили, что в прошлом году регион посетили 330 тысяч человек, что на 5% больше, чем в позапрошлом. Как бы логично предположить, будто арктический туризм должен быть преимущественно внутренним, но нет: любопытный факт в том, что всё больше людей приезжает из-за границы – США, ЕС, Китая и других стран Юго-Восточной Азии; даже из ЮАР кто-то до Мурманской области добрался. Один из настоящих магнитов – этнические достопримечательности: в национальных деревнях, подготовленных к приёму визитёров, останавливается всё больше туристов. А это говорит о том, что опыт мурманчан надо распространять по всей Арктической зоне.
Оленеводство. Сохранение этого традиционного направления экономической деятельности коренных жителей Арктики – тоже вызов. С одной стороны, оленеводство больше не является условием выживания для большого количества северян. Им занимаются не столько для того, чтобы прокормиться здесь и сейчас, сколько для того, чтобы заработать денег на продаже деликатесного мяса, шкур и разных полезностей (пантов марала, например). Соответственно, коммерческая прибыльность стимулирует рост оленьих стад. С другой стороны, этот рост упирается в способность арктической природы предоставить пастбища в количестве, достаточном для прокорма увеличивающегося поголовья. Налицо конфликт интересов, который надо как-то решать. Вот в ЯНАО и вышли с инициативой создания «Оленеводческого парка» – эдакого суперхозяйства, объединяющего в себе более мелкие субъекты и оленеводческую инфраструктуру. Посмотрим, как это пойдёт.
Курьёз недели. Завершая обзор, я не смог обойти вниманием проект «Трампмор» – остроумную инициативу финских экологов, решивших замерять скорость таяния арктического льда с помощью гигантской (35 метров в высоту) головы Д. Трампа, вытесанной изо льда. По замыслу, буйна головушка североамериканского президента будет дрейфовать по просторам арктической акватории, находясь под круглосуточным наблюдением видеокамер, раздающих картинку в интернет. Соответственно, любой желающий сможет оценить изменения во внешности трамповой арктической аватары и по ним сделать вывод о том, как обстоят дела с таянием льда за Полярным кругом. Дело «за малым» – за деньгами, их нужно примерно полмиллиона североамериканских же долларов. Но фандрейзинг идёт и, авось, станем мы всё-таки очевидцами этого очаровательного в своей хайповости эксперимента.
Такие вот пироги с олениной. Дальше будет больше. Оставайтесь с нами, читайте нас и сопереживайте с нами за нашу Арктику!
Александр Стоцкий