Сейчас в Арктике:
Арктическая зима

АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: шельф, иностранные суда, СМП, технологии и ресурсы

АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: шельф, иностранные суда, СМП, технологии и ресурсы
24 Марта, 2018, 22:57
Комментарии
Поделиться в соцсетях

Жизнь в арктических широтах идёт своим чередом, а медийные сенсации перемежаются с «рутинными» новостями мирного строительства. Большого шума в СМИ наделал проект по ограничению использования на СМП судов иностранного производства; менее замеченным, но не менее важным стало сообщение по российскому шельфу, пришедшее на днях из США. В то же время, на этой неделе было объявлено о целом ряде событий в сфере технологии и экологии, имеющих прямое отношение к освоению Арктики. Предлагаю поговорить об основных событиях уходящей недели.

Заявка на шельф. Сроки рассмотрения российской заявки на новые территории в акватории СЛО сдвигаются. Теперь ждём заявок от Канады и Дании, которые тоже претендуют на арктический шельф на основании тех же статей Конвенции ООН по морскому праву, что и Россия. Комиссия хочет изучить их доводы и сопоставить с российскими. Но никто и не говорил, что это будет моментально, – больше миллиона квадратных километров не отдают «с кондачка», и осторожность ооновцев в этом вопросе вполне объяснима.

Инициатива по иностранным судам. Минпромторг подготовил проект запрета на использование судов иностранной постройки при перевозке полезных ископаемых по Севморпути. Ограничительная мера поддержит отечественных судостроителей (особенно ей будут рады на строящейся крупнотоннажной верфи «Звезда»), но может отчасти сдержать развитие арктических мега-проектов в добывающем секторе. В Правительстве это понимают и явно будут учитывать интересы и потребности всех сторон.

Рост СМП. На основе анализа данных, предоставленных компаниями, добывающими полезные ископаемые в Арктике, получается, что к 2030 году одни только крупные игроки отрасли планируют перевозить по Севморпути до 129 млн тонн грузов. Эта цифра может быть скорректирована в сторону увеличения, т.к. она не учитывает транспортировку с месторождений «Роснефти», перевозки в интересах других субъектов и транзит. А это очень серьёзный рост, превосходящий не только прежние министерские прогнозы, но и целевые показатели, заданные Президентом.

Круглогодичная арктическая навигация. «Атомфлот» заказал изыскания, направленные на обеспечение всесезонной загрузки СМП. Планируется установить, каким образом суда низких ледовых классов смогут ходить по Севморпути круглый год, а также скорректировать правила плавания в арктической акватории. Всё это, очевидно, пойдёт «в копилку» уже упомянутого роста СМП, перспективу которого игнорировать никак нельзя.

Баженовская свита. «Газпромнефть» начинает подготовку к разработке Баженовской свиты – крупнейшей в мире сланцевой формации, находящейся в Западной Сибири и Арктике. Основная проблема с извлечением углеводородов из свиты заключается в отсутствии технологий, подходящих для добычи ресурсов в данных условиях, и именно с решения этого вопроса и начнётся грядущая разработка. Для создания подходящей технологии «Газпромнефть» учреждает несколько предприятий, которые займутся этой проблемой. Прогнозируемый результат – сланцевый бум, который может начаться в ближайшие годы.

Архангельские алмазы. В арктических районах Архангельской области продолжается поиск алмазных месторождений. Искать будут на побережье Белого моря; финансовая поддержка под это дело будет выделяться из государственных и частных бюджетов.

Технология СПГ. «Новатэк» запатентовал собственную технологию сжижения газа, основанную на использовании естественного холода арктических вод при подготовке газа к сжижению. Новая разработка позволяет снизить энергозатраты примерно на 20%, тем самым повысив КПД процесса и норму прибыли. Теперь дело за внедрением и, возможно, продажей лицензий на данное технологическое решение.

Экология. Благодаря открытию на Мурмане первого заполярного экотехнопарка, областные власти приступили к ликвидации региональных свалок. «Под нож» пойдёт не только самая большая свалка российской Арктики, но и целый ряд муниципальных. Притом, что особенно радует, речь идёт не просто об их закрытии, а о рекультивации. Об арктической среде заботятся и военные: МО заявило, что армия планирует закончить работы по вывозу металлического мусора из Арктической зоны к 2019 году, с опережением графика примерно на год. Всего же на данный момент военными вывезено из АЗ РФ более 16 тыс. т отходов.

Полярный индекс. В офисе «ПОРА» прошло заседание Дискуссионного клуба, на котором наши эксперты презентовали рейтинг устойчивого развития арктических территориальных субъектов и предприятий, разрабатываемый «ПОРА» совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова. Мы рассчитываем, что наш индекс станет серьёзным подспорьем в оценке реального положения дел в русской Арктике. Подробнее о Полярном индексе и ходе заседания Дискуссионного клуба вы сможете узнать из нашего релиза.

Оставайтесь с нами, читайте наши обзоры и помните: наша «ПОРА» – это ваши ворота в Арктику!

Комментарии