Сейчас в Арктике:
Грибы/ягоды

Арктика за неделю: шельф, исследования и «Звезда»

Арктика за неделю: шельф, исследования и «Звезда»
19 Августа, 2019, 11:38
Комментарии
Поделиться в соцсетях
Уходящая неделя запомнилась несколькими интересными событиями. Прежде всего, отмечу важные заявления Минприроды, касающиеся исследований арктического шельфа, на который претендует наша страна, и программы геологических изысканий в АЗРФ. Хорошие новости приходили и с верфи «Звезда»: там завершили монтаж огромного крана для «Лидера», а китайцы проявили интерес к подряду на новом судостроительном комплексе. В свою очередь, американцы в который раз заявили, что будут добиваться «свободы судоходства» в Арктике. А теперь – подробнее.

Вперёд к шельфу! По словам руководства Минприроды, исследования, необходимые для рассмотрения заявки России на расширение границ арктического шельфа, будут завершены к концу лета. В частности, будут осуществлены дополнительные исследования по хребту Гаккеля, затребованные профильной комиссией ООН. Соответствующее финансирование выделено, и работы уже идут.

«Свобода судоходства». Командующий ВВС США в Европе и Африке заявил, что одной из американских стратегических целей за Полярным кругом является обеспечение «свободы судоходства». В практическом смысле, речь идёт о способности судов и военных кораблей США свободно ходить по арктическим маршрутам, в том числе в национальных юрисдикциях. Для нас это вызов, к которому надо готовиться, наращивая темпы освоения Арктики.

Арктика будет исследована! Минприроды разработало проект программы геологических изысканий в Заполярье. Её финансирование составит порядка 40-50 млрд руб. в год, примерно 10% из которых даст бюджет, а 90% – недропользователи. Исполнителями работ станут бюджетные учреждения Роснедр, «Росгеология» и добывающие компании.
Дотянуться до «Звезды». К строящейся отечественной верфи «Звезда» проявляет интерес китайский государственный бизнес. «КитайСтрой», российское подразделение компании CSCEC, хочет получить подряд на возведение достроечных цехов. Сумма контракта может составить примерно 45 млрд руб.

«Звёздный Голиаф». Тем временм «Звезда» строится ударными темпами. На площадке сухого дока смонтирован второй кран-гигант «Голиаф». Габариты изделия вполне соответствуют его названию: грузоподъемность крана составляет 1,2 тыс. т, при этом его высота достигает 120 м, а ширина – 189 м. Краны такого типа будут использоваться для сооружения ледокола «Лидер», а также супертанкеров, газовозов ледового класса и других видов морской техники.
«Энецкая письменность»: новый уровень. Наша «ПОРА» решила поддержать издание энецкого букваря, который планируется тиражировать на весь регион и сделать доступным для использования в детских садах и школах. Кроме того, в наших планах – разработка видеокурса по энецкому языку.

Атлас энергии волн. Наши коллеги с геофака МГУ разработали и выложили во всемирную сеть веб-атлас доступной волновой энергии российских морей. Не обойдена вниманием и наша Арктика: в атласе представлена информация о пространственном распределении энергии волн в Баренцевом и Карском морях. Информация атласа даёт наглядное представление о возможных ресурсах волновой энергетики, что приобретает особое значение для внедрения ВИЭ в Заполярье.

Индийцы заинтересованы. Индия готова сотрудничать с нами за Полярным кругом. Так, страна хотела бы участвовать в проведении шельфовой разведки в АЗРФ, добыче углеводородов и развитии Северного морского пути. Подробнее эти вопросы будут рассматриваться в ходе V Восточного экономического форума, который пройдёт в сентябре во Владивостоке.
Чистая энергия с высоким КПД. УрФУ анонсировал создание топливных элементов, предназначенных для использования в нашей Арктике. Речь идёт об особых модульных устройствах, способных преобразовывать химическую энергию в электрическую с помощью электрохимических реакций с КПД более 90%. Прототипы уже готовы, теперь дело за доводкой и внедрением.

Лаборатория заработала. В Мурманске открылось подразделение «ПОРА» – Лаборатория устойчивого развития. ЛУР вплотную займётся проблематикой Баренц-региона – промышленно развитого участка Арктики, находящегося на пересечении границ и интересов сразу нескольких государств – России, Швеции, Норвегии и Финляндии. Желаем нашим друзьям и коллегам успехов!

На эту неделю – всё. Оставайтесь с нами, читайте нас, ищите нас в соцсетях, думайте вместе с нами о развитии Арктики!

Александр Стоцкий
Комментарии