Арктика за неделю: Шёлковый путь, преференции и терминалы

7 Мая, 2019, 11:23
Арктика за неделю: Шёлковый путь, преференции и терминалы
Подведём итоги прошедшей, «короткой» из-за праздников, недели. Стали известны некоторые подробности визита президента в КНР, касающиеся Арктики, правительство предложило общественности обсудить отредактированный вариант законопроекта по преференциям, а работа над выстраиванием транспортно-логистической инфраструктуры под экспорт СПГ из Заполярья вышла на новый этап. Ну а теперь – подробности.

Итоги визита. В ходе посещения Китая президент сделал ряд важных заявлений по Арктике. Так, прозвучало предложение объединить китайскую инициативу «морского шёлкового пути» и наш СМП.

Идея здравая, так как Китай остро заинтересован в удешевлении доставки товаров, а нам пригодятся стратегические партнёры по развитию трассы, готовые поучаствовать деньгами и технологиями. Также стало известно, что наверху рассматривают вариант допуска в Арктику некрупных инвесторов.

Долгожданные преференции. Правительство вынесло на общественное обсуждение готовый проект закона о льготах для инвесторов в Арктику.

Примечательный момент: если в предыдущих версиях документа в качестве порогового показателя для получения инвесторами льгот фигурировала цифра от 5 млн руб., вложенных в арктические проекты, то теперь эта сумма уменьшилась в 10 раз, до 500 тыс. руб. А это значит, что инструменты господдержки будут доступнее для малого и среднего бизнеса.

Расконсервации не будет. Поскольку суд отменил решение Д. Трампа об открытии Аляски для добычи, дело с освоением американцами их части Арктики затягивается на неопределённое время.

За судебными тяжбами подойдут выборы, а вот кто на них победит – бабушка надвое сказала. И если это будет демократ, вопрос бурения на Аляске можно считать как минимум подвешенным, а то и закрытым. Это, в общем-то, для нас неплохо, – чем позже в Арктике начнёт обостряться конкуренция, тем лучше.

Два терминала. Продолжается работа над развитием арктической инфраструктуры для нашей добывающей отрасли. На Сахалине будет построен терминал под СПГ, отправляемый на рынки Юго-Восточной Азии. Государство готово поддержать проект, выделив на него порядка 30 млрд руб.

Второй такой перевалочный хаб будет сооружён к 2023 г. в Мурманской области: соответствующее распоряжение подписал глава правительства. На его строительство предполагается израсходовать 70 млрд руб., 99% которых будут покрыты за счёт частных инвесторов.

Вести из «Лавны». К проекту сооружения угольного терминала «Лавна» в Мурманском морском порту подключилось АО ХК «СДС-Уголь», заключившее соответствующее соглашение с ГТЛК. Теперь на Мурманск пойдёт и кузбасский уголь этой компании, решившей отказаться от услуг прибалтийских портовиков.

Большая логистика. На Камчатке развернулись работы по созданию контейнерно-рефрижераторного терминала, который будет обслуживать транзит сыпучих и мороженых грузов по Севморпути.

Реконструируются и строятся портовые сооружения, ведётся подготовка к возведению рефрижераторного комплекса на 20 тыс. тонн. 

Плановая мощность хаба составит 1 млн т в год; сдача намечена на 2027 г. В свою очередь, скандинавы продолжают подготовку к прокладке своей арктической железной дороги, которую планируется вывести на Киркенес.

Так, провинциальные власти финской Лапландии уже внесли будущий маршрут в план землеотвода. Очевидно, соседи по Арктике не хотят стоять в стороне от грузопотока, который в перспективе пойдёт через наши северные воды.

Александр Стоцкий, координатор программ ПОРА
далее в рубрике