АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: СМП, метеорология, наука
На прошедшей неделе Минтранс продолжил работу над поиском (забегая наперёд, скажу, что удачным) грузовой базы для Севморпути, Росгидромет сообщил о последних изменениях в арктическом климате, а Росморречфлот порадовал свежими цифрами роста грузооборота на СМП. Помимо этого, в тренде были арктическая наука и ледоколы. Поговорим об этом подробнее.
Итоги года: арктическая погода. Росгидромет обнародовал доклад по климату России за 2018 год. Среднегодовая температура в АЗРФ повысилась на 2,5 градуса выше нормы; по сравнению с концом 1990-х, температура на СМП увеличилась на 5 градусов зимой и на 1 градус летом. При этом продолжается таяние льдов. Всё это говорит о том, что Арктика и далее будет «открываться», а значит, мы должны быть готовы ко всем связанным с этим экономическим, геополитическим и инфраструктурным вызовам.
Сырьевые планы и СМП. Минприроды России передало в кабмин свой проект комплексного плана по реализации минерально-сырьевого и логистического потенциала АЗРФ. До 2030 года для осуществления плана предполагается привлечь примерно 10,5 трлн рублей внебюджетных инвестиций. Согласно оптимистичному сценарию, к 2024 году добывающие компании смогут вывозить из Арктики до 77 млн тонн сырья в год. Если добавить к этой цифре прогнозные показатели по транспортировке леса, оборудования, грузов северного завоза, а также по транзиту, получается 82 млн тонн – на 2 миллиона больше, чем предусмотрено планами, определенными майским указом президента.
Грузооборот растёт. Не знаю, уж что там будет в 2024 году, но в данный момент наша Арктика продолжает удерживать общероссийское лидерство по приросту перевалки грузов. Согласно свежим данным Росморречфлота, за январь-февраль 2019 года этот прирост составил более 27% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.
Сколько в наших закромах? Минприроды оценило все полезные ископаемые РФ в денежном эквиваленте. По данным 2017 года (именно на их основе и проводился подсчёт), общая стоимость всех минеральных и энергетических ресурсов (нефть, газ, золото, медь, железная руда, уголь, алмазы) составила 55,2 трлн руб. Как мы помним, значительная часть этих богатств приходится на нашу Арктику.
Считаем перспективные прибыли. Согласно калькуляции министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, экономический эффект от запуска центра крупнотоннажных морских сооружений, которому власти субъекта предоставили преференции, составит 30,8 млрд рублей. Такую сумму консолидированный бюджет субъекта получит в течение 15 лет.
Наука: НОЦ в Архангельске. В рамках нацпроекта «Наука» в Архангельске будет открыт Научно-образовательный центр Архангельской области и Ненецкого автономного округа. НОЦ займётся разработками для судоремонта и судостроения, а также для проектов, связанных с добычей полезных ископаемых на арктическом шельфе.
Наука: арктический консорциум. Томский, Санкт-Петербургский и Северный (Арктический) университеты объединятся в исследовательский консорциум, целью которого станет изучение изменений окружающей среды в Арктике и их влияния на жителей ЯНАО. Полученные данные помогут более эффективно выстраивать медицинскую и профилактическую работу с населением округа и расширят наши познания о воздействии климатических трансформаций на здоровье людей за Полярным кругом.
Ледоколы: продление ресурса. «Атомфлот» намерен продлить срок эксплуатации ледоколов «Таймыр», «Вайгач» и «Ямал» до 2025, 2027 и 2028 годов соответственно. Причина – необходимость поддерживать полноценную работу в замерзающих акваториях до момента сдачи новых атомоходов проекта 22220.
Ледоколы: вести с «Урала». «Балтзавод» закончил формирование корпуса универсального атомного ледокола «Урал». Дальше у нас по плану сооружение надстройки и торжественный спуск на воду, который намечен на май этого года.
А на эту неделю всё. Любите Арктику, читайте наши обзоры, следите за нашей деятельностью, подавайте заявки на арктические гранты «ПОРА»!
Александр Стоцкий