АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: СМП, мирный атом и новые разработки

9 Сентября, 2018, 20:24
АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: СМП, мирный атом и новые разработки

Истекшая неделя принесла немало интересных событий. Наметилось оживление вокруг темы транзита по Севморпути, Якутия собралась решать проблемы регионального энергоснабжения с помощью малой атомной энергетики, а «ПОРА» выставила оценки арктическим регионам. Об этом и многом другом – ниже.

Транзит через СМП. Успешно продвигаются эксперименты по доставке грузов по Севморпути. Компания Maersk, как и обещала, выслала контейнеровоз по маршруту «Пусан-Санкт-Петербург». Скоро он (контейнеровоз) подойдёт к Берингову проливу. Не отстают и китайцы: судно компании COSCO, отправленное из Ляньюньгана 8 августа, прошло СМП и благополучно прибыло в Гавр. В свою очередь, наши отправили из Дудинки в Египет пробную партию древесины. Зачем это делается? Чтобы выявить проблемы и сложности, изучить возможности и перспективы, «обкатать» маршрут. Не надо недооценивать важность этих шагов: именно на их основе ведущие операторы будут принимать решения о регулярных перевозках по СМП.

Китай участвует. Китайские инвесторы – COSCO и Фонд Шёлкового пути – могут войти в состав собственников российской компании «Морской арктический транспорт». Она будет решать двоякую задачу: обеспечивать доставку СПГ из Арктики и транзит грузов по СМП между Азией и Западной Европой. В общем, до Суэца нашему Севморпути ещё далеко, но и наши, и китайцы работают над тем, чтобы СМП стал международной транспортной трассой.

…И делится соображениями. Авторитетные китайские эксперты сделали ряд заявлений о перспективах СМП в контексте китайской экспортной политики. По мнению китайских экономистов, для КНР отправка грузов через Свморпуть привлекательна по таким причинам: это быстрее, чем через Суэцкий канал, это безопаснее (в отличие от традиционного маршрута, на СМП не водятся пираты), и тут нет ограничений по тоннажу. В целом, согласно подсчётам, проведённым в КНР, доставка товаров по СМП выходит примерно вдвое (!) дешевле, чем через Суэцкий канал.

Деньги для развития. «Газпром» договорился с администрацией ЯНАО о сотрудничестве. В рамках поддержки социально значимых инициатив в регионе, корпорация выделит субъекту примерно 10 млрд рублей.

Атомная модернизация. Атомщики запустили 4-й энергоблок Кольской АЭС после завершения планового ремонта. Кольская АЭС, первая в Арктике атомная станция, скоро заработает на полную
мощность.

Атомные станции. Якутия проявляет возрастающий интерес к внедрению на своей территории решений на основе мини-АЭС. По словам представителей региона, субъект подпишет соответствующее соглашение с «Росатомом» в ближайшее время.

Подводный робот. «Газпром» ищет разработчика, который спроектирует роботизированный комплекс для диагностики оборудования, использующегося при подводной добыче углеводородов. Основная сфера применения робота – наша Арктика.

Безэкипажные суда. В России решили заняться разработкой автономных и дистанционно управляемых судов. Отечественные конструкторы трудятся над проектированием автономных
ледоколов и безэкипажных судов, предназначенных для работы на СМП.

И суда арктического класса. Флот проекта «Ямал СПГ» в скором будущем пополнится ещё тремя газовозами, недавно прошедшими испытания. Все три судна обладают ледовым классом «Arc7», позволяющим ходить в арктических акваториях без ледокольного сопровождения.

Выставляем оценки. «ПОРА» представила вниманию общественности нашу свежую разработку, подготовленную совместно с МГУ, – «Полярный индекс. Регионы». Как несложно догадаться, в отличие от первого рейтинга «Полярного индекса», который оценивал арктический бизнес, данная версия предназначена для рейтингования арктических субъектов. В лидерах – Мурман, Якутия и Поморье. В общем, было интересно, но дальше будет, конечно же, ещё интереснее. Ведь развитие и исследование Арктики продолжается! 

Кстати, пользуясь случаем, сообщаю, что во вторник, 11 сентября, в офисе «ПОРА» состоится заседание нашего Дискуссионного клуба, посвящённое арктической генетике и последним достижениям отечественной науки в этой важной сфере.

Присоединяйтесь к нам, участвуйте в нашей работе, читайте наши обзоры и смотрите наши трансляции!

далее в рубрике