АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: старт СШХ, рыбный кластер и двухмиллионная тонна Ямала
Пришла пора подводить итоги ещё одной арктической недели. Арктика вместе со всей нашей огромной страной отметила годовщину великой Победы. Были и труды: строилась инфраструктура, экспортировались добытые в Арктике ресурсы, начинались новые исследовательские проекты. Поговорим об основных темах недели.
Данные по СПГ. Одно из направлений освоения Арктики – добыча и сжижение природного газа. Единственный арктический проект в этой области, «Ямал СПГ», отчитался об отгрузке двухмиллионной тонны продукции. При этом маховик работы предприятия раскручивается. Как явствует из информации Росстата, за I квартал этого года на экспорт ушло в 2,1 раз больше СПГ, чем в первые три месяца прошлого года.
Северный широтный ход. Реализация проекта СШХ началась: работы по сооружению железнодорожного моста между Салехардом и Лабытнанги официально открыты. За мостом последует ветка, соединяющая Северную и Свердловскую железные дороги. Дел там ещё непочатый край, но то, что проект наконец-то начали, – прекрасная новость.
Энергетика. По всей АЗ РФ идёт расширение энергогенерирующих мощностей. На Чукотке продолжат возводить ветрогенераторы и модернизировать крупнейшую в нашей Арктике Анадырскую ВЭС. Параллельно идёт работа над развёртыванием солнечных энергоустановок. В свою очередь, продвигается модернизация Кольской АЭС. Энергетики порадовали: на станции внедряются новые технологии, призванные автоматизировать процессы и существенно повысить безопасность АЭС. Ну а ПАТЭС «Академик Ломоносов», идущая из Санкт-Петербурга в Мурманск, продолжает свой маршрут вдоль берегов Норвегии.
Рыбпром. В Архангельской области решили запустить рыбопромышленный кластер – ГЧП с участием наиболее видных игроков отрасли. Будут строить заводы, рыболовецкие суда и логистическую инфраструктуру. Задача – существенно повысить отдачу от использования рыбных ресурсов арктической акватории.
Арктические исследования. УрО РАН и Французская академия наук инициируют масштабную программу, в рамках которой изучат влияние климатических факторов на фауну Арктики. Исследования пройдут на Ямале и в Гренландии. В то же самое время, продолжается работа над созданием уникальной платформы «Северный полюс»: пока доделывают ТЗ, а с конца месяца обещают начать проектирование. В общем, нормальное освоение Арктики невозможно без кропотливой исследовательской деятельности, и то, что она ведётся, не может не вызывать оптимизм.
Дела зарубежные. Наш обзор был бы неполным без упоминания о наиболее значимых международных событиях, произошедших в Арктике за неделю.
Первым делом – о Норвегии. На днях Норвегия обнародовала свою новую стратегию в отношении ЕС на 2018-21 годы. Нам она интересна в первую очередь тем, что в ней впервые уделено значительное внимание арктической проблематике. Так, Норвегия собирается активно продвигать арктическую повестку дня в работе европейских институтов и, вообще, работать над тем, чтобы вопросы развития Арктики заняли более видное место в политике Союза. Среди важнейших арктических тем, которые Норвегия собирается будировать в ЕС, – климат, политика соседства с Россией, устойчивое развитие северных территорий. Интересный нюанс: известно, что вот уже некоторое время ЕС претендует на членство в Арктическом Совете, но заявку Евросоюза не утверждают из-за оппозиции со стороны РФ и Канады. Теперь норвежцы официально объявили о своей готовности лоббировать участие ЕС в работе Совета на правах постоянного наблюдателя.
В экономической плоскости Норвегия продолжает работать над повышением практической отдачи от своих арктических владений. Уходящая неделя была отмечена решением правительства этой страны о расширении разведочных работ на шельфе в Северном и Баренцевом морях. Протесты экологов игнорируются: в поведении государства и нефтедобытчиков преобладает голый расчёт.
В свою очередь, США постепенно расконсервируют нефтегазовый потенциал Аляски. Несколько дней назад ВР и аляскинская компания AGDC пришли к соглашению по новому СПГ-проекту в этом арктическом регионе. Пока дело находится на стадии предварительных согласований и фиксации ориентировочных договорённостей, но можно не сомневаться, что процесс пойдёт: и политический и экономический климат в США сейчас как нельзя более содействует крупным добывающим инициативам.
В целом, как несложно убедиться, интерес к Арктике со стороны ведущих игроков не просто сохраняется, а растёт. А для нас это служит ещё одним подтверждением того, что вкладываться в Арктику не просто важно, но и необходимо.
Александр Стоцкий