Арктика за неделю: Стратегия-2035, СМП и мега-проекты

23 Ноября, 2019, 16:32
Арктика за неделю: Стратегия-2035, СМП и мега-проекты
Чем нам запомнится ушедшая неделя? Пожалуй, её центральным событием стало завершение основной фазы работы над стратегией развития АЗРФ до 2035 г. Ещё одним крупным программным документом подобного уровня стал план развития Северного морского пути, подготовленный «Росатомом» и переданный в правительство. Отмечу, что вообще о Севморпути говорилось много: были озвучены новые цифры грузоперевозок по СМП; кроме того, был презентован амбициозный проект запуска в наших арктических акваториях грузотранзитной линии под эгидой «Росатома». В тренде также были вопросы арктических финансов, кадров из числа КМНС, прорывные проекты за Полярным кругом и многое другое. А теперь — подробнее обо всём этом.

Стратегия-2035. Работа над созданием стратегии развития нашей Арктики до 2035 в целом завершена. Итоги проекта впечатляют. Неравнодушные интернет-пользователи подали более 650 предложений по документу; в стратегических сессиях ПОРА, прошедших в важных центрах Заполярья, поучаствовали свыше 400 экспертов, представлявших власти местного, регионального и федерального уровней, науку, бизнес, природоохрану, НПО, активную общественность. Многие идеи и инициативы легли в основу Стратегии-2035.

Планы для Севморпути. «Росатом», являющийся инфраструктурным оператором СМП, закончил работу над планом развития Северного морского пути, которая велась совместно с Минвостокразвития. Документ уже внесен в федеральное правительство, где проходит процедуру рассмотрения.

СМП наращивает обороты. Грузооборот Севморпути растёт уверенными темпами. По состоянию на середину ноября, по нашей главной арктической артерии было перевезено 26 млн т. Это серьёзный показатель — за тот же период минувшего года по СМП прошли 15,9 млн т грузов, а всего за 2018 год по нему было доставлено несколько более 20 млн т. Иными словами, имеем более чем 60%-й прирост. Транзит тоже подрос — практически на 30%.

Запустим транзит? «Росатом» выступил с амбициозной инициативой: он собирается вплотную заняться арктическими грузоперевозками. На эти цели атомщики планируют выделить более 450 млрд рублей. Цель — превращение «Росатома» в одного из крупнейших мировых перевозчиков, входящих в топ-15 транспортных компаний планеты.

Значимый вклад. По данным РАН, доля Заполярья в ВВП России в ближайшие годы вырастет с 5,5% до 14%, и это при том, что за Полярным кругом у нас живёт всего лишь около 2% населения. Вот яркая иллюстрация того, насколько Арктика важна для России и всех нас.

ВТБ даст больше денег. На данный момент, банк уже выдал кредитов по проектам в АЗРФ на 400 млрд рублей и предоставил порядка 100 млрд руб. гарантий. В планах на 2020-2021 гг. — увеличить объёмы средств, выделяемых на арктические инициативы, вдвое.

Кадры решают всё. Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, отрабатывая поручение Минвостокразвития, возьмётся за разработку программы поддержки экономической деятельности КМНС. Акцент будет сделан на оказании содействия КМНС в сбыте производимой ими традиционной продукции. После подготовки документ пройдет публичное согласование.

Проект на Таймыре. Компании «Арктик Палладий» и «Русская платина» готовятся к запуску разработки Масловского и Черногорского месторождений, а также месторождения «Норильск-1». Партнёры собираются инвестировать в этот арктический проект порядка 250 млрд руб. Ожидается, что он даст работу почти 6 тыс. человек и позволит России выйти на одно из первых мест по добыче металлов платиновой группы. Ежегодные отчисления в бюджет от этого проекта ожидаются на уровне 40 млрд руб.

Порт на Новой земле. Главгосэкспертиза одобрила проект морского порта, который будет обслуживать Павловское месторождение на Новой земле и ГОК при нём. Новый морпорт планируется построить в губе Безымянная на западном побережье архипелага. Его пропускная способность составит до 500 тыс. т грузов в год.

Новые материалы — в АЗРФ! Профильный научный совет при президиуме РАН разработал основы дорожной карты по созданию новых материалов для Арктики. Упомянутая дорожная карта будет охватывать направления по получению новых композиционных и полимерных материалов.

Собственно, на сегодня всё. Как всегда, скажу: любите нашу Арктику, думайте о ней, следите за деятельностью ПОРА. До следующей недели!

Александр Стоцкий
далее в рубрике