Арктика за неделю: стратегия, инвестиции и шельф

14 Декабря, 2019, 15:54
Арктика за неделю: стратегия, инвестиции и шельф
Одним из наиболее интересных арктических событий недели стала большая пресс-конференция вице-премьера Ю. Трутнева, куратора арктических вопросов в кабмине, состоявшаяся в рамках Дней Дальнего Востока в Москве. В ходе мероприятия был озвучен взгляд правительства на целый ряд ключевых вопросов арктической повестки России. Хотелось бы отметить следующее:

- работа над полярной Стратегией-2035 завершена. Документ, определяющий основы государственной политики в АЗРФ на пятнадцать лет вперёд, будет представлен на рассмотрение президента до конца нынешнего года;
- разработана концепция законопроекта, предусматривающая организацию добычи на шельфе с помощью консорциума с участием госкомпаний. По мнению правительства, в такие консорциумы, создаваемые под конкретные лицензионные участки, могут входить одна государственная и одна или несколько частных корпораций;
- в течение следующей пятилетки Заполярье получит порядка 15 трлн руб. инвестиций.

И о других, не менее важных, событиях этой недели — одной строкой.

Индийцы хотят в АЗРФ. В близком будущем вполне можно ожидать усиления индийского участия в наших арктических инициативах. На данный момент в Дели видят такие перспективные направления российско-индийского диалога в Заполярье: добыча углеводородов, научная кооперация и развитие транспортных связей. В принципе, заделы в каждой из этих областей уже сформированы. Теперь вопрос в том, чтобы вывести их на качественно новый масштаб.

МГУ о шельфе. Учёные МГУ получили доказательства того, что у подводного хребта Менделеева имеется континентальный фундамент. Как утверждают геологи, в свете новых данных хребет Менделеева следует классифицировать как продолжение материка. Итоги изысканий усилят аргументацию РФ в пользу признания международным сообществом российской юрисдикции над значительной частью арктического шельфа.

Ямальский туризм. Туризм постепенно становится одним из источников дохода бюджета ЯНАО. Так, за истекающий год регион посетили порядка 172 тыс. чел., из которых примерно 8,5 тыс. — иностранцы. За год ЯНАО удалось заработать на визитёрах из прочих регионов и стран почти 1 миллиард руб.

Логистика Ямала. В 2020 г. в Лабытнанги будет сооружён логистический центр, который свяжет железную дорогу и портовые мощности ЯНАО. Задача в том, чтобы создать крупный узел по перевалке грузов для нужд освоения двух крупных территорий — Ямальского и Гыданского полуостровов, на которых располагаются наиболее перспективные месторождения округа. При центре запланировано развёртывание собственного производства стройматериалов, которые будут востребованы на добывающих проектах ямальского Севера.

...И логистика Якутии. В том же 2020 г. строительство логистических центров развернётся и в Р(С)Я. В течение года власти субъекта рассчитывают создать в республике целую сеть таких центров. Они будут выполнять двоякую функцию: обеспечивать арктические районы социально-значимыми продовольственными товарами и служить площадками для централизованных закупок местной продукции.

Ходовые «Арктики». Атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 вышел на четырёхдневные ходовые испытания. Судостроители проверяют работу системы, испытывают швартовные, якорные и шлюпочные устройства ледокола, а также его палубные механизмы.

Реконструкция портов. Арктические порты Диксон и Тикси будут реконструированы в 2022 и 2025 гг. соответственно. Значительную часть расходов решили взять на себя военные: эти порты будут использоваться для совместного базирования гражданских судов и кораблей ВМФ.

Техпроект для МСАТО. В России полным ходом идёт подготовка к созданию многофункционального судна атомного технологического обслуживания (МСАТО). Данное судно будет предназначено для обслуживания ледоколов и плавучих сооружений, оборудованных реакторными установками РИТМ-200, РИТМ-400, КЛТ-40 и ОК-900 (т.е. всей номенклатуры реакторов, установленных как на отечественных атомоходах старых и новых серий, так и на ПАТЭС). ЦКБ «Айсберг» уже завершило разработку техпроекта МСАТО; вскоре его реализация начнётся на нашей новой верфи «Звезда». Строительство МСАТО займёт порядка пяти лет.

А на эту неделю всё. Если вы хотите быть в курсе важнейших событий, происходящих в нашей Арктике, читайте наши обзоры и подписывайтесь на ресурсы ПОРА. Оставайтесь с нами!

Александр Стоцкий
далее в рубрике