Арктика за неделю: ТОРы, «Утренний» и большие исследования

4 Августа, 2019, 16:01
Арктика за неделю: ТОРы, «Утренний» и большие исследования

Что же, позади осталась ещё одна летняя арктическая неделя. Несмотря на то, что лето традиционно считается «мёртвым сезоном», жизнь в нашей Арктике бьёт ключом. Так, президент подписал закон по ТОР, правительство выделило деньги на терминал «Утренний», а «Росгеология» анонсировала амбициозный проект геологического исследования АЗРФ. Кроме того, обсуждались планы по СШХ-2 и созданию арктических НОЦ. Предлагаю вспомнить основные события прошедшей рабочей пятидневки.

Арктике поможет ТОР. Президент подписал закон, совершенствующий правовой режим территорий опережающего развития (ТОР). Так, были изменены порядок создания и управления ТОРами (в том числе на территории моногородов), правовое положение их резидентов, механизмы государственного надзора и муниципального контроля за их работой и т.д. Важный нюанс: теперь в ТОР можно включать водные объекты, что обещает расширить сферу их действия и географическом, и в отраслевом плане.

Правительство поддержит «Утренний». Кабмин принял решение выделить средства на возведение терминала «Утренний» для завода «Арктик СПГ-2». Деньги в размере 103,6 млрд руб. пойдут по линии федерального проекта «Северный морской путь». Срок сдачи терминала – 2022 г. Его предусмотренная экспортная мощность составит 21,6 млн т СПГ и газоконденсата в год.

Больше исследований! «Росгеология» выступила с инициативой разработки проекта госпрограммы по геологическому изучению Заполярья. Новая программа должна закрыть острый вопрос недоисследованности АЗРФ и содействовать воспроизводству минерально-сырьевой базы региона. Для этого будут нужны серьёзные государственные инвестиции: так, на период 2020-2024 годов геологам потребуется 89,3 млрд руб., в 2024-2035 годах – 104,6 млрд руб., а до 2045 года – ещё 98,6 млрд руб.

«Роснефть» делится планами. В следующем году нефтяники собираются продолжить исследовательское бурение на участке Восточно-Приновоземельский-2 в Карском море. Исследования будут развёрнуты после схода льдов.

СШХ-2 меняет конфигурацию. Власти ЯНАО и группа ВИС расторгли соглашение о сооружении железнодорожной линии Бованенково-Сабетта (она же — Северный широтный ход-2). Это было сделано для того, чтобы дать проекту толчок, «перезапустив» его на новых условиях. Теперь речь идёт о концессии с участием таких игроков, как «Газпром» и «РЖД».

Два лучше, чем один. Создание единого арктического научно-образовательного центра тормозится по объективным причинам, основной из которых является сильная дифференциация АЗРФ как объекта исследования. Для того, чтобы решить эту проблему, учёные и эксперты (в том числе и из «ПОРА») предлагают создать не один, а два НОЦ по Арктике. Один из них займётся западной частью региона, другой — восточной.

Уточнить карты. Гидрографы Тихоокеанского флота собираются провести серию научных исследований донного рельефа и береговой черты Арктики. В планах – просканировать арктическое дно с помощью современного оборудования и осуществить топогеодезические работы по определению и уточнению ряда географических координат в регионе. Результаты этой экспедиции будут использованы для уточнения существующих морских навигационных карт.

«ПОРА» и РГСУ объединяют усилия. Наш экспертный центр и РГСУ решили наладить партнёрство по исследованию социального измерения освоения нашей Арктики. Есть первый результат: мы договорились заключить соглашение о сотрудничестве и подумать над рядом совместных проектов, ориентированных на улучшение качества жизни людей в АЗРФ.

В экспедицию с «Атомфлотом». Атомщики организуют арктическую экскурсию для одаренных российских школьников: ребята и девчата поедут на Северный полюс на ледоколе «50 лет Победы». Всего в мероприятии примут участие 68 детей из разных регионов России.

Арктическая Русь. Археологи начали раскопки русского городища в районе Городецкого озера (НАО), которое датируется концом I – началом II тысячелетия нашей эры. Напомню, это примерно на полтысячелетия раньше основания Пустозёрска, первого русского города в высоких широтах. Раскопки смогут пролить свет на историю русского заселения Севера и, вполне возможно, сдвинуть хронологию проникновения русичей в Арктику ещё дальше вглубь веков.

АПУ спасает «Крейсер». Судно «Академик Молчанов» с участниками Арктического плавучего университета на борту пришло на помощь яхте «Крейсер», терпевшей в бедствие в акватории Белого моря. Несмотря на сложную метеообстановку, «Молчанов» взял яхту на буксир и увёл её в Архангельск.

На этом всё. В понедельник нас, как всегда, ожидают свежие новости и, конечно же, очередные выпуски «Арктики сегодня». Оставайтесь с нами, читайте наши обзоры, присоединяйтесь к «ПОРА»!
далее в рубрике