Сейчас в Мурманске

08:14 0 ˚С Погода
18+

АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: транспорт, экология, развитие

2 июля, 2018 | 00:01

АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: транспорт, экология, развитие

На прошедшей неделе в информационной повестке дня доминировали две серьёзные темы – развитие транспортной инфраструктуры за Полярным кругом и защита окружающей среды. Были и другие важные новости – о защите прав КМНС, запуске новых проектов в арктических субъектах и т.д. Поговорим подробнее?

Управление СМП. Начнём с инфраструктуры. Не секрет, что Севморпуть – это ключевой элемент жизнеобеспечения нашей Арктики. На неделе стало известно, что появилась некоторая ясность в том, как будут распределяться полномочия по его управлению между ключевыми игроками отрасли. Согласно вновь согласованной схеме, Минтранс оставит за собой полномочия по выдаче разрешений на проход судов по СМП, тогда как в сферу ответственности «Росатома» и его подразделений войдёт строительство инфраструктуры.

Проект 22220. Пока вопрос ледокола «Лидер» всё ещё находится на стадии обсуждения, продолжается предметная работа над строительством универсальных атомоходов современной серии 22220. В течение недели на «Урал», третий ледокол проекта, были загружены баки металловодной защиты, а Уральский турбинный завод сдал турбины, предназначенные для его силовой установки. В свою очередь, на «Балтзаводе» были испытаны элементы защиты реакторов для атомохода «Сибирь», второго судна этой серии.

Новые суда. Отечественный парк судов арктического класса пополнился ещё несколькими экземплярами. Так, в строй стали ледокол «Александр Санников» и ледокольный буксир «Надым». Оба будут работать в районе Обской губы. Кстати, по подсчётам финнов, к 2021 году российский ледокольный флот будет насчитывать 57 судов.

Китайский ледокол. В Пекине всерьёз намерены утвердить своё присутствие в Арктике. Как известно, ни на какую самостоятельную роль в полярных широтах без собственных ледоколов претендовать нельзя. Китайцы это прекрасно понимают, и поэтому в КНР объявлен тендер на сооружение первого в стране атомного ледокола. Проектирование и строительство объективно займут несколько лет, но уже сейчас надо готовиться к тому, что Китай в обозримом будущем материализуется в качестве реального игрока в Арктике.

Логистика для СПГ. На неделе много говорилось о путях оптимизации логистики для СПГ, производимого арктическими заводами. Во-первых, широкое обсуждение получила идея о перевалке сжиженного газа с ямальских месторождений, следующего на Запад, которую можно было бы проводить в Норвегии или на Мурмане. Это позволило бы удешевить и ускорить доставку с «Ямал СПГ» (а в перспективе и с «Арктик СПГ-2»), а также высвободить ледокольные танкеры. Во-вторых, «Новатэк», контролирующий «Ямал СПГ», договорился с «Совкомфлотом» о партнёрстве по перевозке сжиженного газа и газоконденсата, что позволит обеспечить транспортом растущее производство СПГ на арктических проектах.

Арктическая экология. Проблематика охраны окружающей среды в Арктике стала одной из главных тем недели. С 26 по 28 июня в Киркенесе, Никеле и Мурманске прошла первая Международная экологическая неделя Баренц-региона. В мероприятии поучаствовали активисты, экологи, эксперты, представители государственных и местных властей, журналисты и бизнесмены со всего региона. Наша «ПОРА» тоже приняла участие в этом крупном событии. Краткий вывод: природопользование должно быть ответственным, а развитие Баренцева должно носить устойчивый характер.

Эко-Мурманн. Одним из субъектов, серьёзно занимающихся вопросами природоохраны, стала Мурманская область. За прошлый год на проекты по обращению с ТКО и ликвидации накопленного ущерба субъект потратил без малого миллиард рублей. Большой бизнес тоже в деле: Кольская ГМК модернизировала производство, снизив выбросы, а Ковдорский ГОК трудится над восстановлением прибрежной зоны.

Законодательные инициативы. На неделе были анонсированы сразу две важных для Арктики инициативы: по созданию реестра коренных народов и по «арктической экспертизе» нормативно-правовых актов. Такой реестр поможет, наконец, определить, кто из россиян может претендовать на преференции, закреплённые законодательством за представителями КМНС. Его проект обещают рассмотреть и принять уже на осенней сессии. А вот идею о том, чтобы все законодательные нормы проходили экспертизу на предмет реализуемости в Арктике, ещё только предстоит оформить в виде отдельного законопроекта.

Развитие арктических территорий. Созидательная деятельность за Полярным кругом идёт. На Чукотке готовятся к переключению систем энергоснабжения с Билибинской АЭС на ПАТЭС «Академик Ломоносов». Так, было принято решение по финансированию прокладки ЛЭП между Певеком и Билибино. В свою очередь, Якутия заявила о запуске новой территории опережающего развития. В рамках ТОР планируется создать 1,7 тыс. рабочих мест и привлечь инвестиции порядка 27 миллиардов рублей.

Технологии в здравоохранении. Одна из ключевых арктических проблем – низкая доступность медицинских услуг: огромные расстояния, небольшая плотность населения и серьёзная затратность медицинского обслуживания на Севере делают своё дело. В нашем Дискуссионном клубе эксперты «ПОРА» обсудили возможности решения этого насущнейшего вопроса. Возможный вариант – развитие телемедицины и, вообще, современных технологий оказания медицинской помощи.

На этом закругляюсь. Читайте наши обзоры и статьи, интересуйтесь жизнью и развитием Арктики и не забывайте: Арктика – наше богатство и наше будущее.

Александр Стоцкий

далее в рубрике