АРКТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: время стратегических решений
Прошедшая неделя была насыщена знаковыми для нашей Арктики событиями. Вновь зашла речь об актуальном: заговорили о пересборке системы управления АЗРФ и поиске места для этого важного и отличающегося серьёзной спецификой региона в стратегии пространственного развития нашей страны. Опять на слуху были ледоколы, ВИЭ, северное здоровье и многие другие немаловажные темы. Поговорим же об этом подробнее.
Смена парадигмы. Одной из флагманских новостей недели стала информация о том, что правительство рассматривает различные варианты реформирования системы управления АЗРФ. По мнению руководства, нынешняя модель государственного администрирования региона фрагментирована и в силу этого далека от оптимума. Ситуацию планируют улучшать посредством создания нового органа, координирующего госполитику по нашей Арктике.
Стратегии: пространство. Как полагает профильный комитет Совфеда, нужды и специфика Арктики обязательно должны быть учтены в новом программном документе, разрабатываемом в правительстве – стратегии пространственного развития России. Особое внимание необходимо уделить СМП и арктическим городам как серьёзным пространственным факторам нашего Севера.
Стратегии: судостроение. Новый проект стратегии судостроения, представленный Минпромторгом, по факту, отводит Арктике ключевую роль в развитии отрасли. Ледоколы и мега-газовозы ледовых классов рассматриваются в качестве продуктов, способных привлечь в судостроение основной объём инвестиций. В целом, стратегия предусматривает три сценария: консервативный, целевой и инновационный; по мнению экспертного сообщества, последний (предусматривающий выход на показатель производства в размере 937 млрд руб. в 2035 году) является наиболее вероятным.
СШХ всё реальнее. Концессия по проекту Северного широтного хода (СШХ) пока что проходит процедуру рассмотрения, но в ближайшем будущем ожидается соответствующее распоряжение правительства РФ и заключение соглашения с победителем конкурса на выбор концессионера. Конкурс, прошедший на этой неделе, выиграло ООО «СШХ». В свою очередь, учёные из Российского университета транспорта выступили с рядом предложений по оптимизации процесса строительства СШХ с привлечением новейших технологий. В частности, рассматривается возможность применения безбалластных и бесшпальных решений. А для обкатки новых наработок в ЯНАО может быть открыт специальный испытательный центр арктических транспортных инноваций.
Поддержка для ВИЭ. Минэнерго говорит о возможном продлении господдержки ВИЭ после завершения соответствующей правительственной программы в 2024 году. Дело это для Арктики очень важное, поскольку опора на местные источники позволяет снизить зависимость от поставок топлива и, в перспективе, существенно сэкономить средства.
Ближе к «Лидеру»? «Росатомфлот» отказался от строительства «усиленного» варианта ледокола проекта 22220, который длительное время рассматривался в качестве запасного на случай отмены планов по созданию «Лидера». Похоже, теперь шансов на то, что этот проект будет реализован, стало больше.
Пионерский маршрут. Газовозы, отправленные из Сабетты в Китай без ледокольного сопровождения, успешно прошли СМП, тем самым открыв новую страницу в истории нашего арктического транспортного коридора. Помимо того, данное событие – это ещё и веха в жизненном пути этого относительно нового класса судов. Газовоз, конечно, не так универсален, как ледокол, но его использование позволяет снизить транспортные расходы и высвободить наш ледокольный потенциал на другие нужды.
Газ для Китая. Мировой спрос на газ продолжит рост, причём основным локомотивом этого роста будет Китай: КНР уверенно разворачивает энергобаланс страны в пользу природного газа, постепенно отказываясь от угля, и продолжает наращивание промышленных мощностей. По прикидкам самих китайцев, Поднебесная обгонит Японию по потреблению газа уже в 2019 году, а к 2050 году ежегодное потребление данного вида топлива составит примерно 800 млрд кубов. А это значит, что наши арктические проекты по добыче газа приобретают дополнительную актуальность.
Сон в Арктике. Специалисты Карельского научного центра РАН при поддержке «ПОРА» запустили проект по изучению детского сна в Арктике. Цель – выяснить, как расхождение между биологическими часами и социально обусловленным графиком жизни влияет на здоровье ребёнка и его развитие.
Такая вот уха с корюшкой. Оставайтесь с нами, читайте наши выпуски, и не забывайте: наша Арктика – это наши перспективы и развитие!
Александр Стоцкий